КОНЦЕРТ ОТМЕНЁН. Верди. Реквием для солистов, хора и оркестра : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    КОНЦЕРТ ОТМЕНЁН.
    Верди. Реквием для солистов, хора и оркестра

    20 января 2021

    Большой зал Консерватории

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.

    Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.

    После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».

    Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

    География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.

    Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.

    В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка. 

    В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.

     (Пресс-служба Капеллы)

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского

    Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (первоначально Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения) основан в 1930 году как первый оркестр Советского Союза. «Игра БСО, относящегося к числу самых лучших оркестров, отличается совершенно неповторимым звучанием, своеобразным “певучим” колоритом»,– говорил о коллективе композитор Георгий Свиридов, наряду с которым оркестру доверяли премьеры своих сочинений Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Борис Чайковский.

    БСО в разные годы возглавляли Александр Орлов, Николай Голованов, Александр Гаук, Геннадий Рождественский, с коллективом выступали дирижеры Леопольд Стоковский, Герман Абендрот, Лорин Маазель, Курт Мазур, Евгений Мравинский, Карло Цекки. С 1974 года художественным руководителем оркестра является Владимир Федосеев, сформировавший особенный, узнаваемый почерк, который принес БСО международную известность.

    В числе блистательных музыкантов с мировым именем, сотрудничавших с оркестром, – Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Антонина Нежданова, Сергей Лемешев, Ирина Архипова, Лучано Паваротти, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Елизавета Леонская, Александр Князев, Евгений Кисин, Максим Венгеров, Вадим Репин и многие другие. БСО с успехом выступает в крупнейших залах мира и одновременно ведет активную просветительскую деятельность, организуя вечера музыки в музеях и вузах. Записи БСО, многие из которых стали историческими, выпущены фирмами Sony, Pony Саnуоn, JVC, Philips, Relief, Warner Classics & Jazz, «Мелодия».

    В 1993 году в 100-летнюю годовщину со дня смерти Чайковского Большому симфоническому оркестру было присвоено имя великого композитора – за заслуги в области развития музыкальной культуры, выдающиеся интерпретации творческого наследия Чайковского в нашей стране и во всем мире; за рубежом оркестр известен под названием Tchaikovsky Symphony Orchestra.

    В 2023 году Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского был удостоен премии BraVo в номинации «Оркестр года».

    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился в 1932 году в Ленинграде. Образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки) и аспирантуре Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). 

    Карьеру симфонического дирижера начал в Заслуженном коллективе России оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Евгения Мравинского. В Ленинграде состоялся и театральный дебют Владимира Федосеева – в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском), где им была поставлена «Царская невеста» Римского-Корсакова.

    В 1980–1990-е годы в парижском зале Плейель под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова; также под его управлением в Осло, Стокгольме и Мюнхене с участием Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти и Роберто Скандьюцци прозвучал Реквием Верди.

    Дирижером были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: миланском Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Пиковая дама», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» Чайковского), Венской государственной опере («Кармен» Бизе, «Борис Годунов» Мусоргского, «Чудесный мандарин» Бартока), Опере Цюриха («Жизнь за царя» Глинки, «Демон» Рубинштейна, «Аттила» Верди). В январе 2017 года Владимир Федосеев дирижировал на премьерных показах оперы «Турандот» Пуччини в московской «Геликон-опере», после чего был приглашен в театр на должность музыкального руководителя.

    Владимир Федосеев – художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (с 1974 года), главный дирижер Венского симфонического оркестра (1997–2005); постоянный приглашенный дирижер Оперы Цюриха (с 1997 года), первый приглашенный дирижер Токийского филармонического оркестра (с 2000 года); приглашенный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио, Филармонического оркестра Радио Франс, Симфонического оркестра Финского радио, Берлинского симфонического и Дрезденского филармонического оркестров, симфонических оркестров Штутгарта, Эссена, Кливленда и Питтсбурга. 

    Центральное место в творческой биографии Владимира Федосеева занимает работа с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижером которого маэстро является почти полвека. Под руководством дирижера оркестр укрепил свою международную известность, осуществил множество премьер сочинений современных композиторов, развивая творческие контакты с русскими и западными авторами (Дмитрием Шостаковичем, Георгием Свиридовым, Кшиштофом Пендерецким, Дэвидом Роузом, Рагнаром Сёдерлиндом, Владимиром Рубиным, Романом Леденёвым). 

    Первыми крупными работами дирижера с БСО стали концертные исполнения, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» Масканьи, «Черевички» Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в том числе все симфонии Бетховена и Чайковского, симфонии Малера и Танеева, стали бестселлерами. Пластинка «Майская ночь» получила премию «Золотой Орфей» Французской академии звукозаписи (L'Académie du disque lyrique) и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижера также представлены все симфонии Брамса и Глазунова, симфонии Шостаковича.

    Владимир Федосеев – народный артист СССР, народный артист Российской Федерации, лауреат Государственных премий СССР и РФ, Премии Правительства РФ в области культуры, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почетный профессор Московской консерватории. 

    Маэстро удостоен множества других российских и международных наград, среди которых орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, орден Почета, орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени, Командорский крест II степени почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой», орден Славы и чести I степени, орден «За заслуги в культуре и искусстве», золотая медаль Российской академии художеств, золотая медаль Международного общества Густава Малера, Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения Чайковского и Шостаковича), российская национальная театральная премия «Золотая маска» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства», Европейская премия «Треббия». В 2023 году Владимир Федосеев стал лауреатом Международной профессиональной музыкальной премии BraVo в номинации «Дирижер года».

    Екатерина Морозова

    Екатерина Морозова родилась в Омске. Окончила Омское музыкальное училище имени В. Я. Шебалина (класс Раисы Чебаненко). В 2004 году была удостоена именной стипендии «Юные дарования» Министерства культуры Омской области. Продолжила образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуре (класс Евгении Гороховской). 

    Дипломант Всероссийского открытого конкурса исполнителей русского романса во Владимире (2004). Лауреат Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени В. Я. Шебалина в Омске (2012, III премия), Всероссийского конкурса молодых оперных певцов имени Надежды Обуховой в Липецке (2012, I премия), международных конкурсов вокалистов имени Елены Образцовой (2013, III премия), имени Мирьям Хелин в Хельсинки (2014, II премия) и имени Хариклеи Даркле в Брэиле, Румыния (2015, I премия). Удостоена премии Фонда Елены Образцовой в номинации «За яркое начало в искусстве» (2016).

    В 2012–2014 годах была солисткой Академии молодых певцов Мариинского театра. Принимала участие в концертах солистов академии в России (Екатеринбург, Казань) и за рубежом (Италия, Франция, Германия, Великобритания, Финляндия, Австрия, Фарерские острова), фестивале «Лариса Гергиева приглашает» во Владикавказе. На сцене Мариинского театра исполняла партии Первой дамы («Волшебная флейта» Моцарта) и Графини Чепрано («Риголетто» Верди). 

    В 2014 году дебютировала в Большом театре России, исполнив партию Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины» Моцарта. В 2014–2016 годах – артистка Молодежной оперной программы Большого театра, принимала участие в гастролях солистов программы в Швейцарии и Лихтенштейне. С сезона 2016/17 – солистка оперной труппы ГАБТа. В репертуар певицы на главной российской сцене вошли партии Мюзетты («Богема» Пуччини), Графини («Свадьба Фигаро» Моцарта), Мерседес («Кармен» Бизе), Иоланты в одноименной опере Чайковского, Донны Анны («Каменный гость» Даргомыжского), Настасьи Филипповны («Идиот» Вайнберга, первая исполнительница в Большом театре), Русалки в одноименной опере Дворжака, Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского, премьера 2019 года), Монахини («Огненный ангел» Прокофьева), Половецкой девушки («Князь Игорь» Бородина) и другие. 

    В 2017 году исполнила роль Иоланты на Оперном фестивале в Савонлинне (дирижер Туган Сохиев) и дебютировала в дрезденской Земпер-опере в партии Джульетты («Сказки Гофмана» Оффенбаха), которую поет на этой сцене на протяжении всего сезона 2019/20. В 2018 году спела партию Татьяны в новой постановке оперы «Евгений Онегин» на сцене Национальной Рейнской оперы в Страсбурге (дирижер-постановщик Марко Летония, режиссер-постановщик Фредерик Уэйк-Уокер).

    Юлия Меннибаева

    Юлия Меннибаева окончила Московскую консерваторию (2010, класс Галины Писаренко), Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2012, класс Дмитрия Вдовина) и ассистентуру-стажировку Академии (2015). Совершенствовалась в Международной школе вокального мастерства, занимаясь с Джандоменико Бизи, Глорией Гуидо, Джорджем Дарденом, Дайаной Зола, Ричардом Бадо. Участвовала в мастер-классах Семёна Скигина, Марии Гулегиной, Кэрол Ванесс, Ирины Богачёвой, Бригитты Фассбендер, Красимиры Стояновой.

    Певица – лауреат конкурсов: имени Ф. И. Шаляпина в Ярославле (2003), «Серебряный голос» в Москве (2005), молодых оперных певцов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2012), Конкурса вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2015), имени Франсиско Виньяса в Барселоне (2016); награждена спецпризом конкурса оперных певцов в Портофино (2017). Финалистка II телевизионного конкурса «Большая опера» на телеканале «Культура» (2013), обладательница премии Фонда Елены Образцовой «За яркое начало в искусстве» (2016).

    С 2010 года – солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. В 2014 дебютировала в Большом театре России в опере «История Кая и Герды» Баневича (Маленькая разбойница), позже исполнила Лауру в «Иоланте» П. И. Чайковского. В сезоне 2016/17 участвовала в Международной оперной студии Цюрихского оперного театра, где пела в спектаклях «Сельская Честь» Масканьи, «Отелло» Верди, «Дитя и Волшебство» Равеля. В 2017-м стажировалась в Академии в Опере Монте-Карло, подготовив партию Кармен в одноименной опере Бизе; позже выступила на сцене амстердамского Консертгебау в «Золотом петушке» Римского-Корсакова под управлением Василия Петренко. В числе ярких событий 2018 года: выступление в оперных театрах в Овьедо – Женевьева в «Пеллеасе и Мелизанде» Дебюсси под управлением Ива Абеля, и «Лисео» в Барселоне – Берси в «Андре Шенье» Джордано под управлением Пинхаса Штайнберга с участием Йонаса Кауфмана и Сондры Радвановски.

    Юлия Меннибаева сотрудничала с дирижерами Юрием Симоновым, Владимиром Федосеевым, Владимиром Мининым, Фабио Мастранджело, Мурадом Аннамамедовым; выступала в концертных программах на сценах Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени П. И. Чайковского, Ярославской филармонии, Королевского театра в Мадриде, Оперы Монте-Карло и других залов. Она участвовала в фестивалях: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», Фестиваль симфонических оркестров мира и «Будущая музыка» в Москве, «Преображение» и фестиваль Юрия Башмета в Ярославле, имени П. И. Чайковского в Клину, «Кремлевские вечера» в Рязани, фестиваль Пьера Кардена и «Еврооркестрия» во Франции. Сотрудничает с Благотворительным Фондом Елены Образцовой, вокальным ансамблем Intrada и мужским камерным хором «Благозвонница».

    В репертуаре певицы – партии в операх «Жизнь за царя» Глинки (Ваня), «Евгений Онегин» (Ольга) и «Иоланта» (Марта, Лаура) П. И. Чайковского; «Князь Игорь» Бородина (Кончаковна); «Борис Годунов» (Фёдор) и «Хованщина» (Марфа) Мусоргского; «Царская невеста» (Любаша, Дуняша), «Снегурочка» (Весна) и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова (Отрок); «Орфей и Эвридика» Глюка (Орфей); «Набукко» (Фенена) и «Риголетто» (Маддалена, Паж) Верди; «Норма» Беллини (Адальжиза) и других произведениях. Принимала участие в концертном исполнении оперы «Внук пирата» Поспелова, в исполнении Gloria Вивальди, Реквиема В. А. Моцарта, «Маленькой торжественной мессы» Россини, «Коронационной кантаты» Глазунова, «Всенощного бдения» Рахманинова, мессы «Вооруженный человек» Дженкинса, вокальных циклов Шостаковича и других сочинений.

    Евгений Либерман

    Евгений Либерман родился в Москве. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова (2005, педагоги – Павел Кудрявченко и Борис Ляшко). В 2007–2008 годах обучался вокалу в Академии оперного искусства (Accademia d’Arte Lirica) в Озимо, Италия (педагоги – Серджо Сегалини, Уильям Матеуцци, Райна Кабайванска). Участвовал в мастер-классах Паоло Кони, Вериано Лукетти.

    Лауреат международного конкурса в Болонье (Италия, 2008, II премия), конкурса теноров Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» (2018, II премия и специальный приз имени Зураба Соткилавы). Дипломант международных конкурсов в Италии, Австрии, Галины Вишневской в Москве.

    Сольную карьеру начал в 2006 году как баритон, исполнив партию Иисуса в «Страстях по Иоанну» И. С. Баха в Большом зале Московской консерватории. В 2012 году принимал участие в цикле концертов Геннадия Рождественского «Туманный Альбион», исполнив партию баритона в «Пяти Тюдоровских портретах» Воан-Уильямса и оратории «Пир Валтасара» Уолтона.

    Первое выступление в теноровом репертуаре состоялось в 2013 году – в партии Мелота в опере «Тристан и Изольда» Вагнера (Концертный зал имени П. И. Чайковского, дирижер – Владимир Юровский). В 2016 году под управлением Юровского исполнил партию Эдмонда в мировой премьере оперы Слонимского «Король Лир». Выступал в оперных театрах Нанси и Меца (Франция). Много лет сотрудничает с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского. 

    С 2014 года – солист Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. В числе исполненных теноровых партий – Эдип («Царь Эдип» Стравинского), Штева («Енуфа» Яначека), Паоло («Франческа да Римини» Рахманинова), Герман, Водемон («Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского), Орфей («Сказание об Орфее» Казеллы – российская премьера), Церемониймейстер («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Норманн («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Горо («Мадам Баттерфляй» Пуччини), Натанаэль («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Макдуф, Малькольм («Макбет» Верди) и другие.

    С 2021 года возобновил выступления как баритон. В баритоновом репертуаре певца – Роберт и Эбн-Хакиа, Князь Елецкий («Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского), Фра Мелитоне, Ренато, Граф ди Луна («Сила судьбы», «Бал-маскарад», «Трубадур» Верди), Никита («Портрет» Вайнберга) и другие партии.

    Алексей Тихомиров

    Алексей Тихомиров родился в Казани. Обучался на дирижерско-хоровом (2003) и вокальном (2006) факультетах Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова (классы доцента Любови Дразниной и профессора Юрия Борисенко), в 2004–2006 гг. – в Центре оперного пения Галины Вишневской (класс профессора А. С. Белоусовой-Фадеичевой). В настоящее время – преподаватель Центра.

    Победитель I Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2006), Республиканского конкурса Татарстана «Лучший молодой бас» (2007).

    С 2005 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера», на сцене которого исполнил более 20 ведущих партий. В их числе Борис Годунов, Пимен, Варлаам («Борис Годунов» Мусоргского), Гремин («Евгений Онегин» Чайковского), Собакин и Царь Додон («Царская невеста» и «Золотой петушок» Римского-Корсакова), Дон Базилио («Севильский цирюльник» Россини), Рамфис («Аида» Верди), Адвокат Коленатый («Средство Макропулоса» Яначека), Король Треф («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), Борис Тимофеевич («Катерина Измайлова» Шостаковича). В составе труппы театра гастролировал в Израиле, Италии, Франции, Болгарии, Эстонии, Бразилии и на Кипре.

    С 2015 года – также солист Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где выступает в операх «Борис Годунов» Мусоргского (заглавная партия), «Князь Игорь» Бородина (Галицкий), «Фауст» Гуно (Мефистофель), «Риголетто» Верди (Спарафучиле), «Царская невеста» (Собакин), «Евгений Онегин» (Гремин), «Севильский цирюльник» (Дон Базилио). 

    С 2010 года – приглашенный солист Большого театра России, на сцене которого дебютировал в партии Зарастро («Волшебная флейта» Моцарта). Исполнял партию Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки на открытии Исторической сцены ГАБТа после реконструкции (2011). В текущем репертуаре Большого выступает также в партиях Салтана («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Великого инквизитора («Дон Карлос» Верди), Пимена, Гремина.

    Приглашенный солист Михайловского театра в Санкт-Петербурге (Гремин, Зарастро, Водяной в «Русалке» Дворжака, Князь Вязьминский в «Опричнике» Чайковского) и Новосибирского театра оперы и балета (НОВАТ). Выступал в Екатеринбургском и Красноярском театрах оперы и балета, Варшавской национальной опере, Франкфуртской опере, Венской государственной опере и венском Театре ан дер Вин, Токийской национальной опере, Опере Монте-Карло, Большом театре Женевы, Римской опере, Театре имени Верди в Буссето, Лионской опере, Королевском театре де ла Монне в Брюсселе, Валлонской королевской опере в Льеже, Гамбургской опере, Комише Опер в Берлине, Королевском театре Мадрида, Муниципальном театре Сантьяго (Чили) и многих других, сконцертными программами – в залах Музикферайн в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Де Дулен в Роттердаме. Принимал участие в Зальцбургском фестивале (опера «Моисей и фараон» Россини), Оперном фестивале на острове Корфу («Норма» Беллини), фестивалях в Сантандере (Испания), «Хорегии Оранжа» (Франция), имени Ф. И. Шаляпина в Казани, «Дыхание Байкала» в Иркутске. 

    Сотрудничал с дирижерами Риккардо Мути, Зубином Метой, Михаилом Плетнёвым, Владимиром Спиваковым, Михаилом, Владимиром и Дмитрием Юровскими, Василием Синайским, Теодором Курентзисом, Илмаром Лапиньшем, Владимиром Федосеевым, Геннадием Дмитряком, Туганом Сохиевым, Кентом Нагано и другими. Запись 13-й симфонии Шостаковича («Бабий Яр») Чикагского симфонического оркестра под управлением Риккардо Мути с участием Алексея Тихомирова в 2019 году номинировалась на премию «Грэмми».

    Лауреат Премии города Москвы вобласти литературы иискусства (2017). Заслуженный артист Республики Татарстан (2022).