София Губайдулина
Сегодня ушла из жизни София Губайдулина. Вместе с ней ушла эпоха: Губайдулина была последней из лидеров отечественного послевоенного авангарда — представителей «московской тройки», куда также входили Альфред Шнитке и Эдисон Денисов.
Губайдулина — композитор мира, в ее творчестве встретились Восток и Запад. Ее дед был исламским священником — муллой, а сама София, родившаяся в Республике Татарстан, приняла православие в 60-е годы. Она изучала христианскую литургию и философию даосизма, писала музыку на стихи древнеегипетских и персидских поэтов, а в ее сочинениях восточные инструменты звучат наряду с академическими.
Не примкнув ни к одному из композиторских направлений, Губайдулина сделала духовность и стремление к Богу главным смыслом своего искусства. «Жизнь разрывает человека на части, — говорила она. — Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьезной причины для сочинения музыки».
Для многих слушателей и музыкантов искусство Губайдулиной навсегда останется источником духовного восстановления. Светлая память.
Программа
Лаборатория Musica sacra nova
Музыкальная жертва
Жанры: Современная музыка, Старинная музыка
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они, за исключением первой, посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.
Программа «Музыкальная жертва» строится вокруг метасюжета: процесс восхождения человека к Богу посредством «музыкальной жертвы». Каждое из сочинений можно приравнять к одной из ступеней этой символической Лестницы Иакова. В «Музыкальной жертве» Вустина, созвучной «Музыкальному приношению» Баха, этот вектор считывается на программном уровне, исходя из названий частей. В случае с «Пилигримами» Губайдулиной – из комментария композитора: «Вещь написана в форме вариаций, темой которых является как бы шествие странников (паломников), ищущих внутри себя нечто сакральное». В форме вариаций написан и опус Денисова – Es ist genug на тему хорала Баха из кантаты O Ewigkeit, du Donnerwort BWV 60. Мотив восхождения прослеживается и в «Lux aeterna (два псалмопевца)» Кнайфеля. Композитор возносит души виолончелистов к Абсолюту, поручая им чтение/пение фрагментов псалмов «про себя» (тексты видны только исполнителям). В программе также российская премьера – «Тихая молитва» Якоба Мюльрада.
Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Лаборатория Musica sacra nova
Звук. Число. Обряд
Жанры: Современная музыка, Старинная музыка
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они, за исключением первой, посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.
Отправной точкой для программы «Звук. Число. Обряд» послужило одноименное исследование Маргариты Катунян. Свою концепцию она назвала «новым тривием XX века», в качестве элементов которого выступают музыка, арифметика и диалектика, объединенные «в едином пространстве художественного интеллекта, где стерта грань между музыкой и духовным служением». Разные грани этой системы высвечиваются в каждом опусе: Trivium Пярта для органа – одна из первых пьес, написанных в технике tintinnabuli, для которой особую роль играет кодирование богослужебных текстов в виде числа. «Авель» Смирнова на сюжет Уильяма Блейка-художника, где тяготение к системной организации звукового ландшафта усилено лейтмотивами и элементами инструментального театра. Спектрализм «Мистической лодки» Мюрая, где природа звука и конструкция музыки едины. Диалектика света и тьмы в метафизическом пространстве In Croce Губайдулиной, таящем в себе символику креста. Манифестации мифологического через призму реальных исторических событий в «Черных ангелах» Крама.
Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Musica sacra nova. Назад к авангарду вперед
Жанры: Современная музыка
Филипп Чижевский, дирижёр
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Сергей Каспров (фортепиано)
Третий сезон совместного проекта Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова Musica sacra nova закольцовывает триптих абонементов, посвященных поискам отечественных композиторов последнего столетия в области сакральной музыки, с акцентом на сочинениях 1960–2000-х годов. Эти процессы характеризуются отступлением от авангардных тенденций, обращением к традиции, возникновением диалога между принципами первой и второй волн авангарда. Концепция программ сезона 2024/25, объединенных под заголовком «Назад к авангарду вперед», предполагает наблюдение за разветвлением тернистых путей авангарда в истории сакральной музыки второй половины ХХ – начала XXI веков.
Импульсом к названию третьего года цикла послужила книга «Назад к Волконскому вперед» Марка Пекарского (2005). Парафраз заглавия в концепции абонемента отсылает нас к личности одного из лидеров послевоенного отечественного авангарда князя Андрея Волконского как к ядру, от которого отталкивалось «развертывание» авангарда, начиная со второй половины 1950-х годов, с его последующим постепенным «свертыванием» в 1970-х. В программах абонемента сочинения Волконского не представлены из-за их единичного соответствия сакральной тематике (в первом концерте сезона 2022/23 прозвучал Псалом 148 Laudate Dominum). Однако «князь музыкального авангарда» метафорическим образом «незримо предстоит» и благословляет коллег по композиторскому цеху на движение к новым берегам.
Начиная с 1970-х годов многие выдающиеся отечественные композиторы постепенно отказываются от авангардных техник, отражая наблюдения композитора Бориса Тищенко: «Авангард-то и устаревает как раз скорее всего. Не устарел Бах, не устарел Моцарт, не устарел Бетховен, не устарел Шуберт». Об этом же позже говорил Валентин Сильвестров в обращении к немецким музыкантам: «Музыка не может больше отражать только напряжение, ужас, шипение, гудение, она не в состоянии лишь царапать, скрежетать, пусть и в структурно оформленном виде. Естественный период заморозков прошел».
Концерты абонемента посвящены движению «назад к авангарду вперед» внутри сакральной отечественной музыки второй половины XX века. Амплитуда этих процессов впечатляет: от техники коллажа и диалога с музыкой И. С. Баха в Credo (1968) Арво Пярта – к диалогу с эпохой Средневековья в «Солнечном песнопении Франциска Ассизского» (1976) Альфреда Шнитке; от космогонического устройства Шестой симфонии (1981) Авета Тертеряна – к «музыке из черной дыры», Третьей симфонии (1983) Галины Уствольской. Объединяющим фактором этой многополярной ойкумены является внедрение композиторских техник XX века – как шестидесятниками (Эдисон Денисов, Николай Каретников, София Губайдулина, Алемдар Караманов и др.), так и рядом авторов из объединения «Ассоциация современной музыки-2» (Николай Корндорф и др.).
Особое событие в программе абонемента – мировая премьера сочинения Алексея Сысоева «Реквием. Территория печали» (2024) – опуса, созданного в рамках проекта «Ноты и квоты» Союза композиторов России.
София Губайдулина
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Алиса Гицба (сопрано)
Квартет имени Валентина Берлинского
Деннис Гасанов (скрипка)
Фёдор Калашников (скрипка)
Павел Романенко (альт)
Михаил Калашников (виолончель)
21 октября, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Московский Ансамбль Современной Музыки
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
19 февраля, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Солисты OpensoundOrchestra,
Юрий Каспаров
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Солисты OpensoundOrchestra
19 марта, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
София Губайдулина
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Григорий Кротенко (контрабас)
Александра Коренева (фортепиано)
5 апреля, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии