Московской филармонии – 100 лет. Юбилейный гала-концерт. Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Анне-Софи Муттер, Даниил Трифонов и другие : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Московской филармонии – 100 лет. Юбилейный гала-концерт.
    Валерий Гергиев, Денис Мацуев,
    Анне-Софи Муттер, Даниил Трифонов
    и другие

    29 января 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
    Валерий Гергиев, дирижёр
    Анне-Софи Муттер (скрипка)
    Ильдар Абдразаков (бас)
    Юрий Башмет (альт)
    Максим Венгеров (скрипка)
    Борис Кушнир (скрипка)
    Денис Мацуев (фортепиано)
    Павел Милюков (скрипка)
    Даниил Трифонов (фортепиано)
    Пабло Феррандес (виолончель)
    Елена Таросян (скрипка)
    Даниил Бессонов (скрипка)
    Сергей Скороходов (тенор)
    Ирина Чурилова (сопрано)
    Ярослав Тимофеев (ведущий)




    Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.

    12+

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

    Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.

    В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского,  Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.

    Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.

    Валерий Гергиев

    Валерий Гергиев – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м – его художественным руководителем – директором (он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппами). C декабря 2023 года Валерий Гергиев также генеральный директор Большого театра России и сопредседатель Союза театральных деятелей России по музыкальному направлению.

    С приходом Валерия Гергиева в Мариинский театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся – или вообще прежде не видевшие сцены – сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке: празднованием 100-летия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Чайковского в 2015-м, 125-летия Прокофьева в 2016-м, 175-летия Римского-Корсакова в 2019-м, 90-летия Щедрина в 2022-м.

    Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более восьмидесяти лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003-му целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

    Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

    Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013-м – вторая сцена театра (Мариинский-2), с 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке (Приморская сцена), а с 2017-го – во Владикавказе. Среди других проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре, – организация медиавещания, проведение онлайн-трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009-м начал свою работу лейбл Mariinsky, на котором к настоящему моменту вышло уже более тридцати дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. На DVD выпущены записи сочинений Верди («Аттила»), Чайковского (симфонии), Римского-Корсакова («Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), Р. Штрауса («Женщина без тени»), Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Игрок», «Семен Котко»), Щедрина («Левша»).

    На протяжении всех этих лет международная деятельность Валерия Гергиева была не менее насыщенна и активна, но сегодня маэстро полностью сконцентрирован на работе дома, в России, и прежде всего – в Мариинском театре. 

    В 1991 году маэстро дебютировал в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993-м – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994-м – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли). Работал с Международным оркестром мира (которым руководил с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (затем был почетным дирижером этого коллектива), с 2007 по 2015 год – Лондонского симфонического оркестра. В 2015–2022 годах маэстро возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр, в 2018–2022 годах – Оркестр Музыкального фестиваля Вербье.

    Валерий Гергиев – основатель престижных международных фестивалей, в числе которых – «Звезды белых ночей» (1993), Московский Пасхальный фестиваль (2002), Гергиев-фестиваль в Роттердаме, Музыкальный фестиваль в Миккели (Финляндия), «360 градусов» в Мюнхене. С 2011-го он возглавляет оргкомитет Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Концертном зале Мариинского театра, Большом театре России и на закрытии XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 по 2022 год маэстро руководил Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступал с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

    Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени (2003, 2008), орденом Александра Невского (2016), премией Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2017), высокими государственными наградами Армении, Болгарии, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

    Анне-Софи Муттер

    Анне-Софи Муттер – всемирно известная скрипачка, которой более 40 лет ее исполнительской карьеры рукоплещут самые престижные концертные и фестивальные сцены мира. Артистка родилась в Райнфельдене (Германия). С 5 лет начала заниматься на фортепиано, затем перешла на скрипку, в раннем возрасте проявив исключительный талант. Ее первыми педагогами были Эрна Хонигбергер (ученица Карла Флеша) и Аида Штуки, у которой Муттер училась в Консерватории Винтертура (Швейцария). 

    В 1976 году 13-летняя скрипачка выступила с сольным концертом на Люцернском фестивале, где ее услышал Герберт фон Караян и пригласил выступить с Берлинским филармоническим оркестром на Троицком Зальцбургском фестивале. В течение нескольких лет она блестяще дебютировала в Берлине, Вашингтоне, Нью-Йорке, Токио и Москве.

    В 1986 году Муттер была назначена заведующей кафедрой скрипки Королевской академии музыки в Лондоне. В следующем году она основала Фонд Рудольфа Эберле для поддержки одаренных молодых струнников. В 1997 году ею был создан Фонд друзей Анне-Софи Муттер, а в 2008 году – ее собственный именной фонд. В 2011 году она основала ансамбль Mutter Virtuosi, состоящий из стипендиатов ее фонда. 

    Скрипачка неоднократно представляла мировые премьеры новых сочинений, в их числе опусы Витольда Лютославского, Вольфганга Рима, Кшиштофа Пендерецкого, Анри Дютийе, Софии Губайдулиной, Андре Превина, Себастьяна Курриера, Джона Уильямса. Некоторые из них написаны по заказу фонда Муттер. 

    С 1978 года Анне-Софи Муттер – эксклюзивная артистка Deutsche Grammophon. Всего ею записано более 100 альбомов с сочинениями композиторов четырех столетий: от Баха и Вивальди до Губайдулиной и других наших современников. В их числе «Времена года» Вивальди, все скрипичные сонаты и концерты Моцарта, все сонаты Бетховена и Брамса (с Ламбертом Оркисом), киномузыка Джона Уильямса и многое другое. Записи артистки включены в полное собрание сочинений Брамса, вышедшее на DG в ноябре 2021 года. Она удостоена четырех премий «Грэмми», двух премий ECHO Klassik. 

    Артистка активно занимается благотворительностью. Средства от ее концертов были переданы организациям в Германии, Японии, Йемене, Сирии, Швейцарии, США. В 2021 году она была избрана президентом Немецкого фонда помощи больным онкологическими заболеваниями. 

    Анне-Софи Муттер – кавалер орденов Искусств и литературы Франции и Почетного Легиона, лауреат премий Леони Соннинг, Эрнста фон Сименса, Международной музыкальной премии Герберта фон Караяна, премии Эриха Фромма за общественную деятельность, премии Атлантического Совета, шведской премии Polar Music Prize и других. В 2013 году введена в Зал славы журнала Gramophone. В числе наград артистки – орден «Крест за заслуги» 1-й степени Федеративной Республики Германия, Баварский орден «За заслуги», почетные награды Австрии, Испании, Швеции, Дании, Японии, Польши. 

    В числе наиболее значительных событий 2022 года – мировая премьера Арии для скрипки с оркестром Томаса Адеса, одним из заказчиком которой является Муттер, на Люцернском фестивале; исполнение скрипичного концерта «Анне-Софи» Андре Превина в городах Германии, Двойного концерта Брамса с Пабло Феррандесом с Чешским филармоническим оркестром под управлением Манфреда Хонека и с Лондонским филармоническим под управлением Эдварда Гарднера; Концерта Бетховена – с Балтиморским симфоническим оркестром под управлением Эндрю Дэвиса и Чикагским оркестром под управлением Риккардо Мути в США, а также с Питтсбургским оркестром и Манфредом Хонеком в Германии. Кроме того, в США Муттер исполнит Второй скрипичный концерт и киномузыку Джона Уильямса под управлением композитора. С постоянным партнером, пианистом Ламбертом Оркисом она представит моцартовскую программу в городах Испании, Италии, Германии, а в ансамбле с бывшими и нынешними стипендиатами своего фонда исполнит струнные квартеты Бетховена и Гайдна и сочинение Studie über Beethoven Йорга Видмана, мировая премьера которого состоялась в Токио в 2020 году.

    Ильдар Абдразаков

    Ильдар Абдразаков – всемирно известный оперный певец, режиссер, общественный деятель.

    Родился в 1976 году в Уфе. В 1999 году окончил Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова (класс профессора Миляуши Муртазиной). В 1994 году стал солистом Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1998 году дебютировал в Мариинском театре в партии Фигаро («Свадьба Фигаро» Моцарта), в 2000 году принят в труппу театра. Благодаря Абдразакову в репертуаре Мариинского появились такие редкоисполняемые оперы Верди, как «Аттила» (2010) и «Сицилийская вечерня» (2017).

    В конце 1990-х певец стал лауреатом ряда престижных вокальных конкурсов, на которых пять раз удостаивался Гран-при; в их числе конкурсы имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1998), Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (1999), «Новые вердиевские голоса» имени Марии Каллас в Парме (2000). Победа в Парме вывела карьеру исполнителя на мировой уровень.

    С начала 2000-х годов певец покорил сцены крупнейших театров мира: его успешные дебюты состоялись в театре Ла Скала в Милане (2001, «Сомнамбула» Беллини – Родольфо), Венской государственной опере (2003, «Кармен» Бизе – Эскамильо), Немецкой опере в Берлине («Семирамида» Россини – Ассур), Метрополитен-опере в Нью-Йорке (2004, «Дон Жуан» Моцарта – Мазетто), Опере Лос-Анджелеса (2006, «Свадьба Фигаро» Моцарта – Фигаро), Вашингтонской национальной опере (2007, «Дон Жуан» Моцарта – Лепорелло), Парижской национальной опере (2008, «Луиза Миллер» Верди – Граф Вальтер), Королевском театре Ковент-Гарден в Лондоне (2009, Реквием Верди), Баварской государственной опере (2013, «Севильский цирюльник» Россини – Базилио), Большом театре России (2016, «Дон Карлос» Верди – Филипп II), Национальной опере в Амстердаме (2017, Князь Игорь в одноименной опере Бородина). 

    В 2002 году певец впервые выступил на оперном фестивале Россини в Пезаро (Stabat Mater), в 2009 году – на Зальцбургском фестивале («Моисей и фараон» Россини – Моисей), куда впоследствии неоднократно возвращался в операх Римского-Корсакова, Верди, Гуно, Доницетти и др. 

    Ильдар Абдразаков известен не только как признанный мастер вердиевского репертуара, но и как исполнитель русской оперы. В 2018 году он дебютировал в партии Бориса Годунова в Парижской опере (спектакль поставлен режиссером Иво ван Хове специально в расчете на исполнение Абдразакова). Регулярно сотрудничает с известнейшими оперными театрами мира, участвует в крупнейших музыкальных фестивалях, в числе которых «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, Московский Пасхальный фестиваль, «Владимир Спиваков приглашает…», BBC Proms в Лондоне и другие. Выступал с выдающимися дирижерами современности – среди них Валерий Гергиев, Риккардо Мути, Антонио Паппано, Джеймс Левайн, Риккардо Шайи, Джанандреа Нозеда. 

    C 2015 года певец руководит Международной академией музыки Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. В 2016 году был основан Фонд Ильдара Абдразакова. С 2018 года фонд ежегодно проводит Международный музыкальный фестиваль, включающий концертную и образовательную программы и направленный на поиск, поддержку и продвижение талантливой молодежи. 

    В дискографии Ильдара Абдразакова – полные записи на DVD опер «Моисей и фараон» Россини, «Норма» Беллини, «Оберто», «Дон Карлос» и «Аттила» Верди, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Князь Игорь» Бородина, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Мефистофель» Бойто, «Фауст» Гуно; на CD с его участием выпущены музыка к кинофильму «Иван Грозный» Прокофьева, Месса Керубини, оперы «Симон Бокканегра» Верди, «Скупой рыцарь» Рахманинова и др. В 2017 году артист подписал эксклюзивный контракт со звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon, выпустившей сборник дуэтов с Роландо Вильясоном (2017) и сольный альбом Verdi (2019).

    В 2018 году участвовал в гала-концерте, посвященном открытию Чемпионата мира по футболу. В 2019-м дебютировал в качестве режиссера-постановщика: его первым спектаклем стала опера «Аттила» Верди в Башкирском государственном театре оперы и балета, где певец также исполнил заглавную партию. В декабре 2021 года Абдразаков отметил 20-летие сотрудничества с Ла Скала четвертым по счету лидерабендом на сцене театра – рекордное число для российского оперного исполнителя (в программе концерта – «Отчалившая Русь» Свиридова и песни Мусоргского). Осенью 2022-го был в шестой раз удостоен чести открыть сезон в Ла Скала премьерой спектакля «Борис Годунов», что также стало рекордом по числу открытий в театре для российских артистов. 

    В 2022 году певец стал победителем третьего сезона музыкального телешоу «Маска» на НТВ. В 2023-м вышел сериал «Шаляпин», в котором Ильдар Абдразаков исполнил все вокальные партии главного героя.

    Ильдар Абдразаков – народный артист Республики Башкортостан (2011), народный артист Республики Татарстан (2013), кавалер ордена Дружбы народов Башкортостана (2015) и ордена Салавата Юлаева – «Национальный герой Республики Башкортостан» (2018), заслуженный артист России (2021). 

    Удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Линдорфа в опере «Сказки Гофмана» Оффенбаха в постановке Мариинского театра (2013), премию Casta Diva и звания «Певец года» (2016), премии BraVo в номинации «Лучший мужской классический вокал» (2018). Номинировался на одну из самых престижных оперных наград – International Opera Awards (2019). Награжден также премиями итальянской критики Франко Аббьяти и фонда Villa Bertelli за «великолепное исполнение в истинно итальянской традиции». Запись Реквиема Верди с участием Абдразакова удостоена двух премий «Грэмми»в номинациях «лучший классический альбом» и «лучшее хоровое исполнение».

    Юрий Башмет

    Юрий Башмет – один из крупнейших музыкантов современности, получивший всемирное признание, альтист, дирижер, общественный деятель. Родился в 1953 году в Ростове-на-Дону. В 1971 году окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу и поступил в Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его наставниками были профессора Вадим Борисовский и Федор Дружинин. 

    Еще в студенческие годы Юрий Башмет стал лауреатом международных конкурсов в Будапеште (1975, II премия) и ARD в Мюнхене (1976, Гран-при). Он вывел свой инструмент на новый уровень: сыграл в Большом зале консерватории первую в истории сольную альтовую программу, стал первым исполнителем многочисленных сочинений для альта, написанных композиторами-современниками. В частности для Башмета писали Альфред Шнитке, Эдисон Денисов, Микаэл Таривердиев, София Губайдулина, Джон Тавенер, Гия Канчели, Александр Чайковский, Александр Раскатов; ему посвящено в общей сложности более 50 произведений. Он выступал как солист со многими ведущими оркестрами мира.

    В 1982 году начал дирижировать, в 1986-м организовал и возглавил камерный ансамбль «Солисты Москвы». В 1992 году состав ансамбля полностью обновился: его участниками стали талантливые выпускники и аспиранты Московской консерватории. В 2008 году коллектив завоевал премию «Грэмми» за записи музыки Стравинского и Прокофьева, став первым в истории обладателем этой награды среди российских камерных ансамблей.

    С 2002 года Юрий Башмет – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия». 

    Многолетняя дружба и творческое сотрудничество связывали Юрия Башмета и Святослава Рихтера. После смерти пианиста, на протяжении 16 лет возглавлявшего легендарные «Декабрьские вечера», Башмет стал его преемником. Маэстро возглавляет также фестиваль «Эльба – музыкальный остров Европы» (Италия), Зимний фестиваль классической музыки в Сочи, проводит именные фестивали в Минске, Ярославле, Челябинске, Хабаровске и Пензе, Фестиваль камерных оркестров мира в Омске.

    С 1976 года Юрий Башмет преподает в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с 1978 года – в консерватории (с 1988 года – доцент, с 1996 – профессор), где в 1996 году организовал и возглавил Экспериментальную кафедру альта. С 1980 года проводит мастер-классы в разных странах мира, преподает на летних курсах в Академии Киджи в Сиене (Италия) и в Туре (Франция).

    Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов (проводится в Москве). Руководитель Детской музыкальной академии стран СНГ в Новокуйбышевске и Молодежной музыкальной академии стран СНГ во Львове. В 2012 году выступил инициатором создания и возглавил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, в состав которого вошли музыканты в возрасте от 10 лет до 21 года из многих городов России.

    Юрий Башмет – участник многих крупнейших благотворительных акций мирового значения, сборы от которых были направлены в фонды помощи пострадавшим от стихийных бедствий в Армении, Японии, фонды помощи детям-инвалидам. Созданный Башметом Международный благотворительный фонд учредил Международную премию имени Д. Д. Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового искусства.

    Кино- и телекомпаниями разных стран (Англия, Франция, Россия) снято несколько фильмов о жизни и творчестве музыканта. 

    Юрий Башмет – народный артист СССР, народный артист России, Герой труда Российской Федерации; лауреат Государственной премии СССР и четырех Государственных премий Российской Федерации, Премии Правительства РФ. Удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» (III, IV и II степени), ордена Почета, ордена Дружбы, высших орденов Литвы, Италии, Франции (в том числе ордена Почетного легиона), Украины, Армении, Беларуси и многих других почетных наград и званий.

    Максим Венгеров

    Максим Венгеров – всемирно известный скрипач и дирижер, дважды лауреат премии Grammy. Родился в 1974 году в Новосибирске. C 5 лет учился у заслуженного деятеля искусств Галины Турчаниновой: сначала в Новосибирске, затем (с 1981 года) в ЦМШ при Московской консерватории. В 10 лет продолжил обучение в Средней специальной музыкальной школе при Новосибирской консерватории у профессора Захара Брона, с которым в 1989 году переехал в Любек (Германия). 

    Победитель Международного конкурса юных скрипачей имени Генрика Венявского и Кароля Липинского в Люблине (1984) и имени Карла Флеша в Лондоне (1990). В 1995 году был удостоен Премии Академии Киджи в Сиене.

    Выступал на крупнейших сценах мира с ведущими оркестрами под управлением прославленных дирижеров, в числе которых Клаудио Аббадо, Даниэль Баренбойм, Валерий Гергиев, Колин Дэвис, Шарль Дютуа, Вольфганг Заваллиш, Лорин Маазель, Курт Мазур, Зубин Мета, Риккардо Мути, Михаил Плетнев, Антонио Паппано, Юрий Темирканов, Владимир Федосеев, Чон Мён Хун (Мюнг-Вун Чунг), Марис Янсонс и др. Тесно сотрудничал с Мстиславом Ростроповичем, Георгом Шолти, Иегуди Менухиным, Карло Марией Джулини, Идой Гендель, Джошуа Беллом, Александром Торадзе. 

    В 2000 году Максим Венгеров подписал эксклюзивный контракт с лейблом EMI Classics. Он записал весь основной скрипичный репертуар, получил множество премий в области звукозаписи (некоторые из них по несколько раз): Grammy, Gramophone Award, Edison Award, ECHO Klassik, Academie du Disque Victoires de la Musique, Diapason d’Or и др. За достижения в исполнительском искусстве был удостоен премии «Глория», учрежденной Мстиславом Ростроповичем, и Премии имени Д. Д. Шостаковича от Благотворительного фонда Юрия Башмета. 

    В январе 2020 года Максим Венгеров стал первым «артистом в резиденции» Classic FM и представителем ведущего мирового потокового сервиса IDAGIO, чтобы эксклюзивно выпускать свои новейшие записи. Первый эксклюзивный альбом Венгерова, доступный слушателям IDAGIO, включает новую запись Скрипичного концерта Чайковского, пьес Сен-Сена и Равеля с Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением Чон Мён Хуна (Мюнг Вун Чунга). 

    Максим Венгеров также регулярно и с успехом выступает как дирижер. Искусству дирижирования он обучался у Вага Папяна (ученика Ильи Мусина) и профессора Юрия Симонова, в классе которого в 2014 году окончил с отличием ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова. Консультировался у Мстислава Ростроповича, Даниэля Баренбойма, Валерия Гергиева, Владимира Федосеева. В начале дирижерской карьеры многократно выступал с Фестивальным камерным оркестром Вербье в городах Европы и Японии, совершил с ним турне по Северной Америке, во время которого состоялся успешный дебют маэстро в нью-йоркском Карнеги-холле, высоко оцененный американской прессой. 

    Со второй половины 2000-х годов началось сотрудничество Венгерова с известными симфоническими оркестрами России и мира: Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Симфоническим оркестром Мариинского театра, «Виртуозами Москвы», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Национальным оркестром Франции, оркестром ирландской телерадиокомпании RTE (Дублин), Мюнхенским филармоническим, Мельбурнским симфоническим, филармоническими оркестрами Бергена, Осло и Тампере, Sinfonietta Cracovia, Концертным оркестром Би-би-си, оркестром фестиваля Иегуди Менухина в Гштааде, оркестром Азербайджанской государственной филармонии в Баку (главный приглашенный дирижер) и другими. 

    Максим Венгеров – приглашенный профессор ряда музыкальных вузов, среди которых Королевская академия музыки и Королевский колледж музыки в Лондоне, Международная академия музыки Иегуди Менухина в Швейцарии, университет Моцартеум в Зальцбурге. Он проводит мастер-классы в разных странах мира и поддерживает школу «Музыканты будущего» в Мигдале (Израиль), где юные артисты обучаются по специальным программам, а также проводит бесплатные мастер-классы онлайн, которые еженедельно транслируются на официальном сайте музыканта. 

    Неоднократно участвовал в жюри международных конкурсов скрипачей: имени Генрика Венявского в Познани (в 2011 и 2016 гг. был председателем жюри, приглашен возглавить жюри в 2022 году), имени Иегуди Менухина в Лондоне, Кардиффе и Осло, конкурса в Монреале, а также конкурса дирижеров имени Донателлы Флик в Лондоне. 

    В 1997 году Венгеров стал первым среди представителей академической музыки Послом доброй воли ЮНИСЕФ и выступил под этим титулом с серией концертов в Уганде, Таиланде и Косово. С тех пор он постоянно занимается благотворительной деятельностью, участвует в просветительских проектах, уделяет много внимания проблемам детей и молодежи, поддержке и развитию музыкального образования во всем мире. Он патронирует музыкально-образовательный проект MIAGI (Music Is A Great Investment / «Музыка – величайшая инвестиция») в Южной Африке. 

    О Максиме Венгерове снято несколько музыкальных фильмов, в том числе Playing By Heart (1998, по заказу Би-би-си) и Living The Dream (2008, удостоен Gramophone Award UK как лучший документальный фильм). 

    С 1998 года Максим Венгеров играет на скрипке «Экс-Крейцер» работы Антонио Страдивари (1727).

    Борис Кушнир

    Борис Кушнир родился в 1948 году в Киеве в семье музыкантов. Обучался в Московской государственной консерватории (класс скрипки Бориса Беленького) и аспирантуре Российской академии музыки имени Гнесиных (класс струнного квартета Валентина Берлинского). Большое влияние на формирование музыканта оказало общение с Дмитрием Шостаковичем и Давидом Ойстрахом. Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей в Ленинграде (1969), а также многих международных скрипичных и камерно-ансамблевых конкурсов: в Париже, Белграде, Сионе, Трапани, Братиславе, Флоренции, Триесте, Гориции, Гамбурге, Верчелли.

    С 1981 года живет и работает в Австрии. С 1984 года – профессор Венского университета музыки и исполнительского искусства, с 1999-го – Университета музыки и театра Граца. В числе его учеников – лауреаты самых престижных конкурсов, звезды современного исполнительства: Юлиан Рахлин, Николай Цнайдер, Лидия Баич, Далибор Карвай, Патриция Копачинская, Александра Сумм, Лоренцо Гатто, Сергей Догадин, Павел Милюков, Мария Дуэньяс; а также профессора высших учебных заведений, артисты различных ансамблей и оркестров, в том числе Венского филармонического. 

    Маэстро регулярно проводит международные мастер-классы, в частности, в Академии Кронберга и в рамках фестиваля в Вербье. Является почетным профессором Центральной музыкальной консерватории в Пекине. Входит в состав жюри международных конкурсов: имени королевы Елизаветы в Брюсселе, П. И. Чайковского в Москве, Никколо Паганини в Генуе, Маргерит Лонг и Жака Тибо в Париже, Йозефа Иоахима в Ганновере, Тибора Варги в Сьоне, Давида Ойстраха в Москве, Пабло Сарасате в Памплоне, Джордже Энеску в Бухаресте, конкурса Майкла Хилла в Новой Зеландии, скрипичного в Индианаполисе, конкурса молодых музыкантов «Евровидение», Monte Carlo Violin Masters в Монако и других. 

    Выступает в крупнейших залах мира: венском Музикферайне, миланском театре Ла Скала, венецианском Ла Фениче, лондонском Уигмор-холле, амстердамском Консертгебау, парижском Театре Елисейских Полей, Берлинской филармонии, Большом зале Московской консерватории, токийских Сантори-холле и Мемориальном зале Исибаси. Принимал участие в известных музыкальных фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Вене, Безансоне, Вашингтоне, Сполето, Неаполе, Стрезе, Брегенце, Мекленбурге – Передней Померании, Гидона Кремера в Локенхаусе, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Юлиан Рахлин и его друзья» в Дубровнике. 

    В числе партнеров по ансамблю – пианисты Лейф Ове Аннснес, Елена Башкирова, Борис Березовский, Итамар Голан, Елизавета Леонская, Жан-Ив Тибоде, скрипачи Максим Венгеров, Дэвид Гарретт, Рено Капюсон, Юлиан Рахлин, Дмитрий Ситковецкий, Николай Цнайдер, альтисты Юрий Башмет, Нобуко Имаи, Дэвид Аарон Карпентер, Жерар Коссе, Лоуренс Пауэр, Вероника Хаген, виолончелисты Соль Габетта, Наталия Гутман, Стивен Иссерлис, Готье Капюсон, Миша Майский, Иван Монигетти, музыканты Квартета Альбана Берга и другие. 

    Борис Кушнир – основатель Московского струнного квартета (1970), участником которого оставался до 1979 года, а также основатель Венского Шуберт-трио (Wiener Schubert Trio, 1984) и Венского Брамс-трио (Wiener Brahms Trio, 1993). Ансамбли осуществили множество записей на ведущих фирмах, были удостоены высоких наград. В 2002 году Борис Кушнир стал одним из организаторов и участников Копельман-квартета, с которым гастролирует по всему миру и записывается на фирмах Nimbus Records и Wigmore Hall Live. 

    Музыкант удостоен почетного знака «За заслуги перед Австрийской Республикой» (2008), Австрийского почетного креста «За науку и искусство» I степени (2013) и Большого почетного знака Штирии (2018). Играет на скрипке La Rouse Boughton Антонио Страдивари (1703), предоставленной Национальным банком Австрии.

    Денис Мацуев

    Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, где его педагогами были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Широкую известность пианисту принесла победа на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 1998 году.

    Денис Мацуев выступает в лучших концертных залах мира. Сольные концерты музыканта проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, чикагском Симфони-холле, Доме симфонической музыки Монреаля, Кернер-холле в Торонто, Виктория-холле в Женеве, Концертхаусе и Музикферайне в Вене, Королевском Фестивал-холле в Лондоне, Гевандхаусе в Лейпциге, Национальной аудитории Мадрида, Консерватории имени Верди в Турине, Тонхалле в Цюрихе, Консертгебау в Амстердаме, Театре Елисейских Полей в Париже, Филармонии на Эльбе в Гамбурге, зале Гастайг в Мюнхене, Римской филармонической академии, Миланской консерватории, крупнейших залах Бостона, Вашингтона, Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов.

    Музыкант принимает участие во всемирно известных фестивалях в Эдинбурге, Баден-Бадене, Шлезвиг-Гольштейне, Рейнгау, Вербье, Чикаго («Равиния»), Лос-Анджелесе, Санкт-Петербурге («Звезды Белых ночей»), Зальцбурге (Пасхальный фестиваль), Люцерне, Линце (Фестиваль Брукнера), Стокгольме (Фестиваль Балтийского моря), Стрезе, Экс-ан-Провансе, Ла-Рок-д’Антероне, Бухаресте и других.

    Среди партнеров пианиста по сцене – всемирно известные коллективы США (Нью-Йоркский филармонический, Лос-Анджелесский филармонический, симфонические оркестры Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга, Цинциннати), Германии (Мюнхенский филармонический, оркестры Берлинской филармонии, Баварского радио, лейпцигского Гевандхауса, Западногерманского радио, Государственная капелла Дрездена), Франции (Национальный оркестр, Оркестр де Пари и Филармонический оркестр Радио Франс), Великобритании (Симфонический оркестр Би-би-си, Лондонский симфонический, Лондонский филармонический, Королевский филармонический и оркестр «Филармония»), а также оркестры амстердамского Консертгебау, Мариинского театра, Симфонический оркестр Монреаля, оркестры театра Ла Скала, Национальной Академии Санта-Чечилия, Венский симфонический, Израильский и Роттердамский филармонические, Симфонический оркестр Осло, Национальный оркестр Бельгии, оркестр Романдской Швейцарии, Люцернский симфонический, Будапештский фестивальный и Фестивальный оркестр Вербье, оркестр фестиваля «Флорентийский музыкальный май» и Камерный оркестр Европы.

    Денис Мацуев неоднократно выступал с выдающимися дирижерами современности, такими как Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Марис Янсонс, Зубин Мета, Риккардо Шайи, Кристиан Тилеманн, Курт Мазур, Лорин Маазель, Пааво Ярви, Антонио Паппано, Шарль Дютуа, Алан Гилберт, Владимир Федосеев, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Владимир Спиваков, Леонард Слаткин, Иван Фишер, Семён Бычков, Джанандреа Нозеда, Мюнг-Вун Чунг, Юкка-Пекка Сарасте, Манфред Хонек, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Неэме Ярви, Кристиан Ярви и многие другие.

    Денис Мацуев – солист Московской филармонии с 1995 года, с 2004 года представляет свой ежегодный персональный абонемент. При этом он много гастролирует по России, участвует в региональных фестивалях и активно способствует развитию филармонического искусства в стране.

    Денис Мацуев возглавляет Благотворительный фонд «Новые имена» имени Иветты Вороновой, а также является художественным руководителем международных конкурсов для молодых пианистов Piano Passion в Астане и Grand Piano Competition в Москве. Арт-директор Фонда имени С. В. Рахманинова. В 2006 году пианист вошел в состав Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации.

    Знаковым событием для музыканта стало присуждение одной из наиболее престижных мировых музыкальных наград – Премии имени Д. Д. Шостаковича, которая была вручена ему в 2010 году. В том же году Денис Мацуев стал лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, а в 2011 году пианисту было присвоено звание «Народный артист России». В том же году он стал Почетным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова. С 2012 года Денис Мацуев возглавлял Общественный совет при Министерстве культуры РФ.

    В 2014 году Денис Мацуев был удостоен чести выступить на официальной церемонии закрытия XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году ЮНЕСКО присвоила пианисту почетное звание «Посол доброй воли ЮНЕСКО». В 2016 году Денис Мацуев стал послом Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России и выступил идейным вдохновителем и организатором гала-концерта с участием Валерия Гергиева, Анны Нетребко, Пласидо Доминго и других звезд классического искусства на Красной площади 13 июня 2018 года в Москве в преддверии Чемпионата мира по футболу в России. В 2022 году – художественный руководитель Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова. В 2019 и 2023 гг. – председатель жюри в категории «фортепиано» Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    В 2016 году Денис Мацуев был награжден орденом Почета, а также стал лауреатом Премии Правительства России в области культуры за Международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале». В 2019 году удостоен Золотой медали имени Льва Николаева «за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры». В 2020 году на фирме Deutsche Grammophon вышел альбом Дениса Мацуева и камерного оркестра «Вена – Берлин» с произведениями Шостаковича, Шнитке и Лютославского. В 2021 году впервые в истории Международной премии в области классической музыки ICMA российский исполнитель стал лауреатом в номинации «Лучшая видеозапись»: награды удостоена рахманиновская программа, представленная Денисом Мацуевым и оркестром Люцернского фестиваля под управлением Риккардо Шайи.

    Павел Милюков

    Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.

    Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violin в Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром,Филармоническим оркестром Балтийского моряи другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.

    Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века».

    В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы. В 2023 году – член жюри в категории «скрипка» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».

    Даниил Трифонов

    Пианист и композитор Даниил Трифонов родился в Нижнем Новгороде в 1991 году. В 2009 году окончил Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс Татьяны Зеликман), продолжил образование в Кливлендском институте музыки (класс Сергея Бабаяна). Композицией занимался под руководством Владимира Довганя. Автор музыки для фортепиано, камерных ансамблей и оркестра. 

    Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (III премия), имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве (I премия). В 2011 году стал победителем Международного конкурса имени П. И. Чайковского, завоевав Гран-при, I премию и Золотую медаль, Приз зрительских симпатий и Приз за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром. Удостоен премии Франко Аббьяти (2013); дважды был назван «Артистом года» – журналами Gramophone (2016) и Musical America (2019).

    Активно гастролирует и выступает с известными коллективами на крупнейших сценах мира. Сотрудничает с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Кливлендским оркестром и многими другими коллективами, с выдающимися дирижерами, такими как Яп ван Зведен, Саймон Рэттл, Франц Вельзер-Мёст. 

    Дебютный сольный диск Даниила Трифонова – с сочинениями Шопена – вышел в 2011 году на фирме Decca. В 2012 году пианист записал Первый концерт Чайковского с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а в 2020 году музыканты выпустили еще один совместный альбом – Silver Age с произведениями Стравинского, Прокофьева и Скрябина. 

    С 2013 года Даниил Трифонов – эксклюзивный артист Deutsche Grammophon. Дважды лауреат премии «Грэмми» (за альбомы Transcendental с музыкой Листа и Destination Rachmaninov: Departure) и трижды номинант на эту награду (за запись сольного концерта в Карнеги-холле, альбомы Rachmaninov Variations и Destination Rachmaninov: Arrival). В числе наград пианиста также премии ECHO Klassik, Edison Classical Music Award, RPS Music Award, Музыкальная премия Герберта фон Караяна, премия Немецкой ассоциации критиков звукозаписи, премия «Браво». 

    В сезоне 2021/22 Даниил Трифонов выступает в США и Европе с самым разнообразным репертуаром. В ряду наиболее значительных событий – мировая премьера в Филадельфии Концерта для фортепиано с оркестром Мэйсона Бэйтса, написанного по заказу Филадельфийского оркестра (дирижер – Янник Незе-Сеген), в дальнейшем – первое исполнение этого сочинения в Израиле с Израильским филармоническим оркестром под управлением Лахава Шани и в Канаде с Симфоническим оркестром Монреаля под управлением Рафаэля Пайяра; сольные концерты в Бостоне, Чикаго, Нью-Йорке (Карнеги-холл), Мюнхене (Геркулес-зал), Вене (Концертхаус), Лионе, Лилле, Риге и других городах; выступления в фортепианном дуэте с Сергеем Бабаяном в Риме (Академия Санта-Чечилия) и Милане (Ла Скала); вокальная программа с баритоном Маттиасом Гёрне в гамбургской Филармонии на Эльбе; концерты с оркестрами под управлением Фабио Луизи, Густаво Химено, Ивана Фишера и др.

    Пабло Феррандес

    Пабло Феррандес родился в 1991 году в Мадриде в семье музыкантов. Обучался в Высшей школе музыки королевы Софии (класс Наталии Шаховской) и Кронбергской академии музыки у Франса Хельмерсона. Был стипендиатом Фонда Анне-Софи Муттер. 

    Лауреат международных конкурсов Paulo Cello в Финляндии (2013, II премия), имени П. И. Чайковского (2015, IV премия). В 2016 году удостоен премии International Classical Music Awards (ICMA) в категории «Молодой артист года» (Young artist of the Year).

    Выступал с Венским симфоническим оркестром, Немецким симфоническим оркестром Берлина, Мюнхенским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Би-би-си, Филармоническим оркестром Хельсинки, Национальным оркестром Испании, оркестрами радио и телевидения Испании и Италии, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, национальными оркестрами Эстонии и Мексики, Бразильским симфоническим оркестром, Кремерата Балтика, Tapiola Sinfonietta (Финляндия), Квинслендским оркестром (Австралия), оркестрами Хиого (Япония), Тайбэя (Тайвань) и другими. 

    Сотрудничал с известными дирижерами и солистами, среди которых Зубин Мета, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Адам Фишер, Деннис Рассел Дэвис, Гидон Кремер, Юн Стургордс, Иври Гитлис, Анне-Софи Муттер, Вадим Репин, Марта Аргерих, Денис Кожухин, Гидон Кремер, Николай Луганский, Ван Юйцзя, Хатия Буниатишвили, Беатриче Рана, Максим Рысанов, Рэй Чен, Алиса Сара Отт, Елена Башкирова, Луис дель Вайе и Сара Феррандес. 

    Участвовал в фестивалях в Рейнгау (в 2015 году удостоен премии фестиваля), Вербье, Мекленбурге – Передней Померании, Кронберге, Сантандере, Гштааде, «Безумный день» в Нанте, «Флорентийский музыкальный май», камерной музыки в Иерусалиме, Мстислава Ростроповича в Москве, имени Пабло Казальса в Пуэрто-Рико, имени Григория Пятигорского в Лос-Анджелесе. Выступал на многих известных сценах, в том числе в Лувре, Дворце каталонской музыки в Барселоне и Национальной аудитории в Мадриде. 

    Среди недавних ангажементов – дебюты в Концертном зале Голливуд-боул с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля, Симфоническим оркестром Баварского радио под управлением Даниэле Гатти, выступления с Лондонским филармоническим оркестром, Израильским филармоническим оркестром, Роттердамским филармоническим оркестром, Национальным оркестром Франции, Новосибирским академическим симфоническим оркестром, исполнение Двойного концерта Брамса с Анне-Софи Муттер. 

    В сезоне 2021/22 артист выступает с оркестром Национальной академии Санта-Чечилия (Рим), Чешским филармоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром (Лондон), Филармоническим оркестром Сеула, Симфоническим оркестром Базеля, Национальным оркестром Радио и телевидения Ирландии (RTE), Филармоническим оркестром имени Артуро Тосканини, Стамбульским филармоническим оркестром «Борусан» и другими; с Анне-Софи Муттер на праздновании 100-летия Московской филармонии и в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Гастролирует в Германии и Нидерландах с оркестром Академия Святого Мартина в Полях и в Скандинавии с Симфоническим оркестром Барселоны. «Артист-резидент» Симфонического оркестра Валенсии. 

    Пабло Феррандес – эксклюзивный артист лейбла Sony Classical. В марте 2021 года был выпущен дебютный альбом виолончелиста Reflections, в который вошли сочинения Рахманинова и его испанских современников – Казальса, Гранадоса и Де Фальи. Диск получил высокую оценку критиков и был удостоен премии Opus Klassik в категории «Молодой артист года». Ранее были записаны диски со Штутгартским филармоническим оркестром под управлением Радослава Шульца и оркестром Kremerata Baltica под управлением Генриха Шиффа. 

    Играет на виолончели Антонио Страдивари «Лорд Эйлсфорд» (1696), предоставленной фондом Nippon.

    Елена Таросян

    Елена Таросян родилась в 1993 году в Омске. Окончила Музыкальный колледж при Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки (класс Марины Кузиной-Койфман), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Эдуарда Грача). Неоднократно участвовала в международных мастер-курсах Keshet Eilon в Израиле, а также принимала участие в мастер-классах Бориса Кушнира, Захара Брона, Максима Венгерова, Филиппа Херревеге, Хаима Тауба, Розы Файн, Вадима Глузмана, Ицхака Рашковского, Ани Шнарх, Антона Бараховского.

    Победительница международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (Германия), «Балтийское созвездие» в Санкт-Петербурге, «Искусство и образование XXI века» в Киеве, «Скрипка Севера» в Якутске (Гран-при), на острове Родос (Греция, Гран-при), конкурса скрипачей в Астане (Казахстан, Гран-при), имени Рудольфа Гуммерта в Казани (Гран-при), молодежных Дельфийских игр России в Твери и I Всероссийского конкурса артистов симфонического оркестра в Москве; лауреат международных конкурсов имени Йожефа Сигети в Будапеште, имени Мирослава Лавриновича в Плоцке (Польша), имени Абрама Ямпольского и имени Давида Ойстраха в Москве, имени Евгения Мравинского в Санкт-Петербурге, во Владивостоке и Эдуарда Грача в Дубне. В 2022 году завоевала II премию на международном конкурсе скрипачей Classic Strings в Дубае. В 2023 году получила III премию и бронзовую медаль на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Как солистка участвовала в программах Московской филармонии (в том числе в проекте «Молодые таланты») и Санкт-Петербургского Дома музыки. Выступала в ведущих московских залах. Концерты с участием скрипачки транслировались различными радио- и телекомпаниями, в том числе medici.tv.

    Сотрудничала с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Академическим оркестром русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова, Камерным оркестром «Московия»; выступала с дирижерами Валерием Гергиевым, Александром Лазаревым, Владимиром Федосеевым, Пааво Ярви, Михаилом Юровским, Александром Сладковским, Томасом Зандерлингом, Туганом Сохиевым, Филиппом Херревеге, Юрием Симоновым, Жан-Кристофом Спинози, Юлианом Рахлиным, Антонелло Манакордой и многими другими. 

    Гастролировала в странах Европы, Японии, Китае, Армении, Казахстане. В числе ангажементов сезона 2022/23 – выступления в Люцерне, Барселоне, Дубае и Афинах.

    С 2018 года – концертмейстер Российского национального молодежного симфонического оркестра. Преподаватель Академии имени Маймонида. Играет на скрипке работы миланского мастера Карло Антонио Тесторе (1751).

    Даниил Бессонов

    Родился в 2005 году в Санкт-Петербурге. В настоящее время учится в Центральной музыкальной школе – Академии исполнительского искусства (класс профессора Московской консерватории Елены Чверток).

    Лауреат международных юношеских конкурсов имени С. И. Савшинского (Санкт-Петербург, 2010, I премия) и «Мир детства – Первый аккорд» (Санкт-Петербург, 2010, II премия). В 2015 году стал обладателем спецприза фонда «Музыкальный Олимп», давшего возможность Даниилу пройти курс занятий в Академии Захара Брона в Швейцарии. В 2016 году стал самым юным участником Музыкального фестиваля Crescendo (художественный руководитель Денис Мацуев).

    Обладатель Гран-при III Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие», ряда спецпризов международных конкурсов юных музыкантов, среди которых II премия XIX Международного телевизионного музыкального конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» (Москва, 2018), I премия XV Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Струнные инструменты (Москва, 2019) и другие. 

    Выступает сольно, в ансамбле с братьями, а также с ведущими отечественными оркестрами. Участник российских и зарубежных музыкальных фестивалей.

    Сергей Скороходов

    Сергей Скороходов родился в 1974 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки (1993) и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (1999), по окончании которой был принят в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра и дебютировал на его сцене в партии Гвидо Барди («Флорентийская трагедия» Цемлинского, российская премьера, концертное исполнение под управлением Валерия Гергиева).

    В 2004 и 2005 годах участвовал в мастер-классах Ренаты Скотто в Национальной академии Санта-Чечилия в Риме.

    С 2007 года – один из ведущих солистов оперной труппы Мариинского театра, где исполняет более 50 партий. Участвовал в премьерах спектаклей «Набукко» (2005), «Любовный напиток» (2011, совместная постановка с Парижской оперой и лондонским театром Ковент-Гарден), «Иоланта» (2023), «Гугеноты» и «Ариадна на Наксосе» (2024). С оперной труппой Мариинского театра гастролировал в Амстердаме, Париже, Лондоне, Стокгольме, Вашингтоне, Мадриде, Миккели (Финляндия), Эйлате (Израиль).

    В 2010 году дебютировал в нью-йоркской Метрополитен-опере – в постановке оперы «Нос» Шостаковича, ныне исполняет на этой сцене партию Эрика («Летучий голландец» Вагнера). Выступал в спектаклях Парижской национальной оперы и миланского театра Ла Скала («Хованщина» Мусоргского), Баварской государственной оперы («Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Борис Годунов» Мусоргского, «Золото Рейна» Вагнера), Немецкой оперы в Берлине («Травиата» Верди, «Золотой петушок» Римского-Корсакова), берлинской Государственной оперы Унтер-ден-Линден («Травиата» и «Макбет» Верди), Немецкой оперы на Рейне и Бергенской национальной оперы («Летучий голландец»), стокгольмской Королевской оперы («Нос»), Королевского театра в Мадриде («Золотой петушок»), варшавского Большого театра – Национальной оперы («Евгений Онегин» и «Иоланта» Чайковского, «Король Рогер» Шимановского), болонского Театро Комунале («Евгений Онегин»), Лирической оперы Чикаго («Набукко» Верди), Вашингтонской национальной оперы («Борис Годунов»), Оперы Далласа и Оперы Монте-Карло («Иоланта»), Большого театра России («Иоланта» и «Мазепа» Чайковского, «Травиата» и «Дон Карлос» Верди, «Лоэнгрин» Вагнера, «Борис Годунов») и др.

    Выступал на фестивалях в Глайндборне, Эдинбурге, Флоренции («Флорентийский музыкальный май»), выступал с концертами в нью-йоркском Карнеги-холле, лондонском Королевском Фестивал-холле, мюнхенском зале Гастайг, берлинском Концертхаусе и на многих других престижных сценах с такими коллективами, как Лондонский филармонический оркестр, Чикагский и Гётеборгский симфонические оркестры, с известными дирижерами, в числе которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Владимир Юровский, Александр Ведерников, Риккардо Мути, Карло Рицци, Кент Нагано.

    Удостоен почетного звания «Заслуженный артист Республики Башкортостан».

    Ирина Чурилова

    В 2009 году окончила Новосибирскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки (класс Зинаиды Диденко). Участвовала в мастер-классах Дайаны Зола, Монсеррат Кабалье, стажировалась у Энцы Феррари. 

    С 2008 года – солистка Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. 

    Лауреат Открытого конкурса вокалистов им. Валерии Барсовой (Сочи, 2008, I премия); финалистка конкурса Пласидо Доминго Operalia (Верона, 2013), лауреат Международного конкурса оперных певцов в Тулузе (2012, второй Гран-при), а также Международных конкурсов вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона, 2014) и им. Ханса Габора «Бельведер» (Дюссельдорф, 2014).

    В Мариинском театре дебютировала в 2013 году и с тех пор регулярно выступает на петербургской сцене. За роль Лизы в «Пиковой даме» была номинирована на национальную театральную премию «Золотая маска». 

    Ирина Чурилова принимала участие в гастрольных выступлениях мариинской труппы в Баден-Бадене («Пиковая дама»), Токио («Дон Карлос») и Шанхае («Пиковая дама»). В минувшем сезоне выступила с оркестром Мариинского в Памплоне (Симфония № 2 Малера). 

    Как приглашенная солистка выступает также в Большом театре России. В 2012 году по приглашению Монсеррат Кабалье приняла участие в ее юбилейном концерте в театре Лисеу. 

    В сезоне 2016/17 дебютировала в партии Нормы на сцене Оперы Граца и в партии Аиды на фестивале «Арена ди Верона».

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Весь Стравинский. Первый год цикла.
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев.
    Российский национальный молодежный симфонический оркестр,
    Филипп Чижевский

    Режиссерская версия

    13.05.2023

    В программе:
    Стравинский
    «Звездоликий» — кантата для мужского хора и оркестра на стихи Константина Бальмонта (1912)

    Два стихотворения Поля Верлена для баритона и малого оркестра (1910, ред. 1951)
    Мусоргский
    Ария Шакловитого из оперы «Хованщина» в оркестровке Игоря Стравинского (1913). Реконструкция Ярослава Тимофеева, мировая премьера
    Стравинский
    Заключительный хор для «Хованщины» на темы Мусоргского и подлинные раскольничьи (1913). Реконструкция Ярослава Тимофеева, мировая премьера

    «Петрушка» (1911)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Весь Стравинский. Первый год цикла.
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев.
    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Арсентий Ткаченко

    Режиссерская версия

    08.04.2023

    В программе:
    Шопен
    Ноктюрн, соч. 32 № 2 (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Большой блестящий вальс, соч. 18 (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Стравинский
    «Фейерверк», ор. 4 (1909)
    Бетховен
    «Из “Фауста” Гёте» («Песня о блохе») ор. 75 № 3 для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Мусоргский
    «Песня о блохе» для голоса и фортепиано (оркестровка И. Стравинского, 1909)
    Стравинский
    «Жар-птица» (1910)