В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
5 октября 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетГлавный хормейстер Юлия Молчанова
Концерт в одном отделении
«Все, что я написал на сегодняшний день, и что ты, к несчастью, опубликовал, может быть уничтожено. С Carmina Burana начинается собрание моих сочинений», – писал Карл Орф своему издателю после блестящей премьеры кантаты, не подозревая, что она действительно затмит остальные его произведения. Содержание кантаты, написанной на тексты средневековых поэтов («Бойернские песни» – по названию монастыря, где был найден манускрипт), актуально во все времена: это размышления о смысле жизни, об устройстве мира и месте человека в нем. Кантату пронизывает образ судьбы, а структура сочинения, где конец возвращается к началу, воспроизводит идею одного из самых древних символов – колеса фортуны. На протяжении действия колесо поворачивается, заставляя надежду обернуться отчаянием, а радость – горем.
Для исполнителей Carmina Burana ставит серьезные задачи, хотя и легко ложится на слух. Кантата глубоко проникла в массовую культуру – ее фрагменты можно услышать в кино, рекламных роликах, популярных песнях. Свежий взгляд на хорошо знакомое сочинение, с которого снят налет «музыки из рекламы», предлагает Филипп Чижевский вместе с Оркестром Московской филармонии, Капеллой России имени А. А. Юрлова, Детским хором Большого театра России и командой солистов.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Филипп Чижевский родился в 1984 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по двум специальностям: «хоровое дирижирование» (2008, класс профессора Станислава Калинина) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2010, класс профессора Валерия Полянского). Руководил хором Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных, где также преподавал дирижирование. Лауреат Всероссийского конкурса дирижеров в Москве (2008).
В 2008 году совместно с Марией Грилихес основал ансамбль Questa Musica, с которым работает в России и за рубежом. Вместе с ансамблем принимал участие в крупных проектах, среди которых постановки опер Пёрселла «Дидона и Эней» (Музей-усадьба «Архангельское», 2011) и «Королева фей» (Большой зал Московской консерватории, 2017), оперы «Франциск» Сергея Невского (Большой театр, 2012), «Сказки о солдате» Стравинского (Театральный центр на Страстном, 2013), оперного сериала «Сверлийцы» (Электротеатр Станиславский, 2015), оперы «Галилео» для скрипки и ученого (Электротеатр Станиславский, 2017) и оратории «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2018).
С 2011 года преподает в Московской консерватории (кафедра оперно-симфонического дирижирования).
С 2011 года – дирижер Государственной академической симфонической капеллы России под руководством Валерия Полянского. Ассистировал Геннадию Рождественскому при подготовке абонементных концертов коллектива, участвовал с оркестром капеллы в проведении I Всероссийского музыкального конкурса, за что был удостоен Благодарности Министра культуры Российской Федерации. Провел премьеру оперы Майкла Наймана «Пролог к Дидоне и Энею Пёрселла» в Перми (2012).
В 2014 году выступил в качестве дирижера-постановщика оперы «Так поступают все женщины» Моцарта в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета. В 2016 году в рамках V фестиваля «Другое пространство» совместно с Владимиром Юровским и Фуадом Ибрагимовым представил российскую премьеру «Групп» Штокхаузена для трех оркестров и трех дирижеров (Концертный зал имени П. И. Чайковского). В 2018 году провел мировую премьеру сочинения «T–S–D» для виолончели с оркестром Гии Канчели на открытии X Международного фестиваля виолончельной музыки VIVACELLO.
С 2014 года – приглашенный дирижер Большого театра России. Дирижер-постановщик оперетты «Перикола» Оффенбаха на Камерной сцене Большого театра (2019), а также одноактных опер «Дневник Анны Франк» Григория Фрида и «Белая роза» Удо Циммермана (2021). В 2021 года выступил дирижером-постановщиком оперы «Кармен» Бизе в Пермском театре оперы и балета имени П. И. Чайковского, в 2023 году – оперы «Летучий голландец» Вагнера в Перми и Москве (совместная постановка Пермской оперы с Московским театром «Новая опера» имени Е. В. Колобова).
С сезона 2024/25 – художественный руководитель Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова.
Сотрудничает со многими известными российскими и зарубежными оркестрами, солистами и режиссерами. Со скрипачом Романом Минцем, Филармоническим оркестром Брно и Литовским камерным оркестром записал «Эскизы к закату» и «Русские сезоны» Леонида Десятникова; с пианистом Андреем Гугниным и Загребским филармоническим оркестром – Фортепианный концерт Бориса Папандопуло.
В 2019 году удостоен Международной профессиональной музыкальной премии BraVo и Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за работу в спектакле «Триумф Времени и Бесчувствия» (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 2022-м удостоен премии «Золотая маска» за работу дирижера в спектакле «Кармен» Пермского театра оперы и балета. Ранее трижды номинировался на «Золотую маску».
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова – всемирно известный российский хор, один из старейших художественных коллективов Москвы.
Предыстория коллектива восходит к 1900 году, когда регент Иван Юхов организовал в подмосковном городе Щелково семейный хоровой ансамбль. На рубеже XIX–XX веков в Москве активно открывались новые творческие объединения: Московский художественный театр, Народный хор Пятницкого. Любительский хор Юхова задолго до революционных событий 1917 года также приобрел широкую известность, исполняя духовную музыку, народные песни, хоровые, вокально-симфонические произведения русских и западноевропейских композиторов.
После революции хор был национализирован советской властью, а в январе 1919 года получил статус Первого государственного хора. Его популярность продолжает расти: коллектив не только ведет активную концертную деятельность, но и принимает участие в культурных проектах молодого советского государства, в том числе, в озвучивании знаменитых кинолент «Веселые ребята», «Цирк», «Мы из Кронштадта», «Волга-Волга».
Судьбоносное событие в истории коллектива – назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося дирижера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными русскими композиторами Свиридовым и Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Рубина, Щедрина. Александру Юрлову принадлежит заслуга возрождения традиции концертного исполнения русской духовной музыки. Преемниками Юрлова стали талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов, Станислав Гусев, приумножившие славу хорового коллектива.
С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – народный артист России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Музыкант большой творческой энергии, Геннадий Дмитряк сегодня решает сложнейшие исполнительские задачи, выступает инициатором уникальных творческих проектов. Под его началом Капелла стала организатором музыкальных фестивалей «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающих традиции масштабных просветительских вокально-хоровых программ. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи.
В сезоне 2018/19 Капелла отметила 100-летие своей официальной истории, проведя юбилейные концерты в Москве, Севастополе, Кургане, Челябинске, Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, а также во Франции. 31 мая 2019 года Капелла удостоена Благодарности Президента Российской Федерации «За заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».
География гастрольных поездок Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда. Огромный успех имели концерты коллектива под руководством Геннадия Дмитряка в Испании, Греции, Великобритании, Республике Беларусь, Армении, Польше, Украине, Северной Корее в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Среди симфонических дирижеров, работавших с Капеллой – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Павел Коган, Теодор Курентзис, Сергей Скрипка, Александр Сладковский, Юрий Симонов. Коллектив известен как один из лучших интерпретаторов произведений Бортнянского, Березовского, Кастальского, Гречанинова, Чеснокова, Рахманинова, Свиридова. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Высокой мессы Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шостаковича, Шнитке, Канчели, Тавенера.
Уникальным проектом Капеллы стала запись антологии хоровых сочинений Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора. В 2019 году проект стал обладателем Международной премии в сфере звукозаписи академической музыки «Чистый звук» в номинации «Хоровые произведения». В декабре 2022 года вышел первый альбом антологии хоровой музыки Родиона Щедрина, в который вошли записи 26 хоров a cappella.
В 2021 году коллектив выступил организатором фестиваля «Славься ты, Русь моя!» к 800-летию Александра Невского, концерты которого прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Переславле-Залесском, Великом Новгороде и Усть-Ижоре. В 2022 году Капелла имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова провели в Москве совместный фестиваль «К юбилею Маэстро», приуроченный к 75-летию Геннадия Дмитряка.
В 2023 году капелла принимает активное участие в праздновании 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова, выступая в Москве, Ростове-на-Дону, Иркутске, Чите, Самаре, Воронеже, Нижнем Новгороде, Смоленске.
(Пресс-служба Капеллы)
Лилит Давтян с отличием окончила Музыкальную школу имени Саят-Новы (Ереван) по классу фортепиано и вокала (2014). Продолжила обучение в Ереванской государственной консерватории имени Комитаса по специальности «фортепиано», параллельно занимаясь вокалом. В настоящее время учится в аспирантуре.
С 2014 года выступает с сольными концертами, в том числе в Доме камерной музыки имени Комитаса, Доме-музее Арама Хачатуряна, Ереванской государственной консерватории. С 2018 года – артистка оперной студии Ереванской консерватории. В репертуаре – партии Норины («Дон Паскуале» Доницетти) и Эвридики («Орфей и Эвридика» Глюка). В сезоне 2021/22 принята в Молодежную оперную программу Большого театра России. На исторической сцене театра дебютировала в 2022 году в опере «Лоэнгрин» Вагнера (Пажи).
Лауреат Международного конкурса-фестиваля «Ренессанс» в Гюмри (Армения, 2011, II премия), XII Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей в Екатеринбурге (2016, Гран-при), Международного конкурса-фестиваля имени Комитаса в Прётцеле (Германия, 2017, I премия), XVI Международного конкурса в Пезаро (Италия, 2019, I премия), Республиканского конкурса вокалистов имени Гоар Гаспарян в Ереване (2019, специальный приз и диплом за лучшее исполнение сочинений Комитаса), II Международного вокального конкурса Фонда Елены Образцовой «Хосе Каррерас Гран-при» (2021, II премия и специальный приз «За лучшее исполнение произведения русского композитора зарубежным участником конкурса»). Удостоена специального приза жюри Международного конкурса имени С. В. Рахманинова за лучшее исполнение романсов композитора (Москва, 2022). Обладательница стипендии имени Лусине Закарян «Лучший исполнитель духовной музыки» (2020).
Валерий Макаров родился в Самаре, где окончил Центральную музыкальную школу. Занимался в студии при театре юного зрителя «СамАрт», участвовал в лаборатории «Молодая режиссура» под руководством Анатолия Праудина, исполнял сольные партии в спектаклях Самарского академического театра оперы и балета. В 2020 году окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Романа Муравицкого). В настоящее время – студент Московской консерватории (класс Юрия Григорьева и Романа Муравицкого). Участвовал в мастер-классах Эрнесто Паласио, Пласидо Доминго, Дмитрия Вдовина, Александра Сибирцева, Сергея Зайцева, Владимира Коваля, Марины Мещеряковой, Алессандро Сваба, Дмитрия Корчака.
Лауреат международных конкурсов Елены Образцовой в Санкт-Петербурге (2014, Гран-при), имени Дмитрия Кабалевского в Самаре (2016, II премия), Sforzandoв Казани (2015, Гран-при), «Ре-лиго» в Самаре (2015, Гран-при), имени Бориса Штоколова в Санкт-Петербурге (2016, III премия), на приз Ольги Сосновской в Сыктывкаре (2018, I премия), имени Федора Шаляпина «Наследники его мечты» (2018, II премия) и «Романсиада» в Москве (2018, II премия), IX Открытого всероссийского конкурса вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке (2020, III премия). Обладатель специальной премии конкурса имени Франсиско Виньяса в Испании (2021), финалист и обладатель специальных премий конкурсов Operalia Пласидо Доминго (2021) и Competizione dell’Opera (2022).
Лауреат фестивалей «Театральный Олимп» в Самаре (2017, премия «Лучшая мужская роль»), «Наследники его мечты» в Москве (2018, II премия), Эмира Кустурицы Kustendorf Classic в Сербии (2019, I премия и приз «Золотая матрешка»). Удостоен Премии Президента РФ для поддержки талантливой молодежи и премии губернатора Самарской области (2018).
С 2017 года – приглашенный солист Самарской государственной филармонии, солист ансамбля Art-Collage под руководством Павла Солдатикова. С 2019 года – солист оперной труппы Большого театра России, где дебютировал в партии Дона Нарчизо в опере «Турок в Италии» Россини. С 2021 года – приглашенный солист театров «Новая опера» имени Е. В. Колобова, «Геликон-опера» и театра «Санкт-Петербург опера».
В репертуаре артиста – Тамино («Волшебная флейта» Моцарта), Надир («Искатели жемчуга» Бизе), Бригелла («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Дон Луиджино («Путешествие в Реймс» Россини), Хлестаков («Ревизор» Дашкевича), Гонзальв («Испанский час» Равеля), Тоби («Телефон. Медиум» Менотти), Монтан («Сервилия» Римского-Корсакова), Ромео («Маддалена» Прокофьева), Чиполлино («Приключения Чиполлино» Камышевой), Сергей Глушков («Москва, Черёмушки» Шостаковича) и многие другие партии, а также вокальные циклы, произведения кантатно-ораториального жанра.
Выступал в крупнейших залах Москвы и Санкт-Петербурга, участвовал в проектах фонда Belcantoи Фонда Елены Образцовой, в Санкт-Петербургском международном культурном форуме, различных фестивалях; сотрудничал с известными дирижерами.
В 2021 году дебютировал на оперном фестивале Россини в Пезаро (партия Кавалера Бельфьоре в опере «Путешествие в Реймс»). В 2022 году исполнил партию тенора в кантате Орфа «Кармина бурана» в Концертном зале имени П. И. Чайковского (дирижер – Филипп Чижевский).
Организатор и художественный руководитель I Международного фестиваля русской музыки имени Д. Д. Шостаковича в Самаре (2019). Автор и режиссер ряда литературно-музыкальных проектов. Музыкальный руководитель и автор музыки к спектаклям самарского театра-студии «Зерцало».
Автор гимна Международного конкурса юных вокалистов Елены Образцовой, оперы «Велга» по Бунину.
Анджей Белецкий окончил Тульское музыкальное училище по классу фортепиано (1990) и Российскую академию театрального искусства по классу «Артист музыкального театра» (1995). В 1992–1996 гг. – солист капеллы «Московский Кремль» под руководством Геннадия Дмитряка.
В 1995 году стал солистом Московского театра «Геликон-опера», где исполнял ведущие партии баритонового репертуара, в том числе Онегина и Елецкого («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского), Квартального («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Амонасро и Форда («Аида» и «Фальстаф» Верди).
С 2001 года – солист театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где выступает в операх «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского (Томский, Елецкий, Златогор, Эбн-Хакиа), «Князь Игорь» Бородина (Игорь Святославич), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Григорий Грязной), «Демон» Рубинштейна (Демон), «Свадьба Фигаро» Моцарта (Фигаро), «Лоэнгрин» Вагнера (Фридрих фон Тельрамунд), «Набукко», «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Трубадур» Верди (Набукко, Риголетто, Жермон, Амонасро, Граф ди Луна), «Кармен» Бизе (Эскамильо), «Лючия ди Ламмермур» и «Мария Стюарт» Доницетти (Энрико и Тальбот), «Джанни Скикки» Пуччини (Джанни Скикки), «Паяцы» Леонкавалло (Тонио) и др.; партии в театрализованных представлениях Bravissimo!, «Россини», «Мария Каллас», Viva Verdi!, в сценической кантате «Кармина Бурана» Орфа и др. В 2012 году на фестивале «Крещенская неделя в Новой опере» исполнил партию Иисуса в библейской кантате «Христос» Респиги (российская премьера).
В 2012 году дебютировал в Большом театре России в роли Мизгиря («Снегурочка» Римского-Корсакова), позже исполнил на этой сцене партии Григория Грязного, Набукко и Риголетто.
Выступает на крупнейших сценах Москвы, среди которых Московский международный Дом музыки, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Большой зал консерватории. Концертирует с ведущими коллективами – Национальным филармоническим оркестром России, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Российским национальным оркестром, Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова, Московским государственным академическим камерным хором. В числе дирижеров, с которыми он сотрудничал, – Эри Клас, Владимир Андропов, Александр Анисимов, Михаил Грановский, Эдуард Грач, Михаэль Гюттлер, Павел Коган, Феликс Коробов, Теодор Курентзис, Ян Латам-Кёниг, Фабио Мастранджело, Константин Орбелян, Дмитрий Орлов, Андрей Петренко, Владимир Понькин, Александр Рудин, Александр Сладковский, Владимир Федосеев.
В дискографии певца – DVD-запись медиа-оперы Ираиды Юсуповой «Эйнштейн и Маргарита, или Обретенное в переводе» (партия Альберта Эйнштейна, 2006), CD «Псалмы царя Давида» Виктора Аграновича на стихи Наума Гребнева (2013).
Дипломант Международного конкурса «Романсиада» (2001), лауреат Международного конкурса «Пилар – 2007»; кавалер ордена «За возрождение России. XXI век», лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова.
Детский хор Большого театра как самостоятельный коллектив существует с 1920 года. Хор принимал участие во множестве постановок театра: операх «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского, «Так поступают все женщины» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Богема», «Тоска» и «Турандот» Пуччини, «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Воццек» Берга, «Огненный ангел» Прокофьева, «Дитя и волшебство» Равеля, балетах «Щелкунчик» Чайковского, «Мойдодыр» Подгайца, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева и других.
В настоящее время хор успешно совмещает участие в театральных спектаклях с автономной концертной деятельностью. Он выступал во всех залах Московской консерватории, в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Центральном доме работников искусств, в залах музеев имени А. С. Пушкина, имени М. И. Глинки. Коллектив постоянно приглашается к участию в торжественных мероприятиях, правительственных концертах и различных культурных акциях (День славянской письменности, Год культуры в России). Гастролировал в Германии, Италии, Эстонии, Японии, Южной Корее и других странах.
Во многих концертах Детского хора принимают участие ведущие солисты Большого театра. Коллектив сотрудничал с Российским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония», Государственным академическим русским хором имени А. А. Свешникова, Государственной академической капеллой России имени А. А. Юрлова, Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова, неоднократно – с Симфоническим оркестром Большого театра.
В репертуаре коллектива – русская и европейская хоровая классика, духовная музыка XV–XX веков. Детский хор Большого театра записал несколько компакт-дисков, в том числе два альбома рождественских песнопений и концертные программы с пианистами Владимиром Крайневым и Михаилом Банком.
Юные хористы наряду с бесценным сценическим опытом получают первоначальное музыкальное образование, которое продолжают в дальнейшем в высших учебных заведениях, становятся лауреатами вокальных конкурсов, артистами ведущих хоровых коллективов и солистами оперных театров.
Художественный руководитель Детского хора Большого театра – Юлия Молчанова, выпускница Московской консерватории (класс профессора Бориса Куликова). С 2000 года Юлия является хормейстером Большого театра, с 2004 года возглавляет Детский хор. Принимала участие в качестве хормейстера взрослого и детского хоров во всех репертуарных спектаклях и концертной деятельности хорового коллектива. Награждена Почетной грамотой Министра культуры РФ.
Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).
С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».
Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.
С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).