Весь Стравинский. Камерная музыка. Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев. Алексей Любимов, Алексей Зуев, Квартет имени Бородина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Весь Стравинский. Камерная музыка.
    Автор и ведущий – Ярослав Тимофеев.
    Алексей Любимов, Алексей Зуев,
    Квартет имени Бородина

    31 марта 2024

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    Ярослав Тимофеев (автор цикла, ведущий)
    Государственный квартет
    имени Бородина
    Николай Саченко (скрипка)
    Сергей Ломовский (скрипка)
    Игорь Найдин (альт)
    Владимир Бальшин (виолончель)
    Алексей Любимов (фортепиано)
    Алексей Зуев (фортепиано)
    Александр Зенин (пианола)
    В программе:
    Стравинский
    Вступление и Хоровод царевен, Колыбельная и Скерцо из балета «Жар-птица» для скрипки и фортепиано (в соавторстве с Самуилом Душкиным, 1910/1926/1932)
    «Цветочный вальс» для фортепиано в четыре руки (1914)
    Три легкие пьесы для фортепиано в четыре руки (1915)
    Три пьесы для струнного квартета (1914)
    Три фрагмента из балета «Петрушка» для фортепиано (1921)
    Песня Соловья и Китайский марш из оперы «Соловей» для скрипки и фортепиано (в соавторстве с Самуилом Душкиным, 1908–1914/1932)
    «Воспоминание о марше бошей» для фортепиано (1915)
    «Вальс для детей» для фортепиано (1917)
    Пять легких пьес для фортепиано в четыре руки (1917)
    Этюд для пианолы (1917)
    «Марсельеза» для скрипки соло (1919)
    Концертино для струнного квартета (1920)
    Русский танец из балета «Петрушка» для скрипки и фортепиано (в соавторстве с Самуилом Душкиным, 1911/1932)
    Русская песня из оперы «Мавра» для скрипки и фортепиано (1922/1937)

    12+

    Абонемент №8А:

    Весь Стравинский. Камерная музыка.
    Автор и ведущий цикла – Ярослав Тимофеев


    В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский. Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-либо из этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей, концертных залов и фонтанов, и даже в космосе.

    Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и происходит это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев выступает проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполняют наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.

    В двух концертах абонемента «Стравинский. Камерная музыка» исполняются все его камерные сочинения, написанные за первые двадцать лет композиторской карьеры: от юношеских опытов (таких как «Туча» на стихи Пушкина – дебютный романс Стравинского) до ювелирных шедевров (например, Концертино для струнного квартета). Аудитория сможет услышать и увидеть пианолу – модный инструмент начала ХХ века, для которого Стравинский сочинил и аранжировал множество композиций. Во втором концерте цикла участвуют легендарный Квартет имени Бородина, знаток творчества Стравинского Алексей Любимов и его ученик Алексей Зуев, записавший на CD всю фортепианную музыку композитора. Несколько произведений впервые в России прозвучат на большой сцене.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Государственный квартет имени Бородина

    Государственный квартет имени Бородина – уникальный ансамбль, существующий более 75 лет. 

    История коллектива ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана был организован квартет; в его состав вошли Ростислав Дубинский, Владимир Рабей, Юрий Николаевский и Мстислав Ростропович (которого вскоре сменил Валентин Берлинский). Уже через год студенческий квартет вошел в штат Московской филармонии. В 1955 году ему было присвоено имя Александра Бородина – за выдающееся исполнение произведений русского классика. Тогда же ансамбль впервые выехал за рубеж.

    За свою историю ансамбль имел несколько составов, где от поколения к поколению передавались традиции русского камерного музицирования. В разные годы в составе квартета выступали Нина Баршай, Рудольф Баршай, Михаил Копельман, Рубен Агаронян, Ярослав Александров, Андрей Абраменков, Дмитрий Шебалин. Большая заслуга в формировании преемственности и сохранении традиций квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Берлинскому, который играл в ансамбле 62 года. В современном составе играют Николай Саченко, Сергей Ломовский, Игорь Найдин и Владимир Бальшин. 

    Квартет имени Бородина стал неотъемлемой частью истории отечественного исполнительства и в разные годы сотрудничал с выдающимися музыкантами. Более 40 лет длилось содружество со Святославом Рихтером: за это время было дано 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений. Свыше 30 лет квартет работал с Дмитрием Шостаковичем. Инициированный коллективом масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был неоднократно исполнен в Москве и многих городах России, а также за рубежом – в Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кёльне, Франкфурте, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и др. 

    С Квартетом имени Бородина выступали Эмиль Гилельс, Александр Гольденвейзер, Яков Зак, Константин Игумнов, Святослав Кнушевицкий, Леонид Коган, Владимир Крайнев, Генрих Нейгауз, Лев Оборин, Давид Ойстрах, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Наум Штаркман, Мария Юдина; Юрий Башмет, Борис Березовский, Людмила Берлинская, Марио Брунелло, Элисо Вирсаладзе, Алексей Володин, Наталия Гутман, Белла Давидович, Барри Дуглас, Майкл Коллинз, Елизавета Леонская, Николай Луганский, Алексей Любимов, Сабина Мейер, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Трульс Мёрк, Павел Нерсесьян, Андрей Писарев, Михаил Плетнёв, Менахем Пресслер, Виктор Третьяков, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф и многие другие. В 1979 году музыканты Квартета имени Бородина стали первыми концертмейстерами оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Владимира Спивакова. 

    С первых лет существования квартета стремительно рос его репертуар. Помимо большого количества классики, ансамбль всегда уделял значительное внимание произведениям современников, исполняя музыку Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Вайнберга, Б. Чайковского, Галынина, Левитина, Пейко, Шебалина, Кабалевского, Денисова, Шнитке, Бриттена, Хиндемита, Барбера и др. Многие сочинения впервые прозвучали в исполнении квартета и были ему посвящены.

    В биографии ансамбля – около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии и Америки, в Австралии и Новой Зеландии. Квартет выступал в лучших залах мира, среди которых Консертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Уигмор-холл в Лондоне, Альте Опер во Франкфурте, Тонхалле в Цюрихе, залы Парижской и Кёльнской филармоний, Московской консерватории, петербургского Мариинского театра; на фестивалях в Шлезвиг-Гольштейне, Зальцбурге, Рейнгау, Бергене, Бонне, Париже, Эдинбурге, Олдборо, Лондоне, Стамбуле, Токио и др.

    Коллектив осуществил огромное количество записей на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В общей сложности музыканты записали более ста произведений. Среди наиболее значительных работ – все квартеты Бетховена (Chandos), полное собрание произведений Шостаковича для струнного квартета (2019, Decca). Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира – EMI и BMG. Неоднократно записи коллектива были удостоены престижных наград.

    Квартет имени Бородина – лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии Российской Федерации (2001). В 2015 году ансамбль был награжден Премией имени Шостаковича в Горише (Германия) и Премией заслуг (Lifetime Achievement Award) на Стамбульском музыкальном фестивале. Творческое долголетие Квартета отмечено в Книге рекордов Гиннесса (1995).

    Николай Саченко

    Николай Саченко родился в Алма–Ате в 1977 году. Учился в музыкальной школе Петропавловска-Камчатского у Г.А. Авакумова, затем продолжил обучение в Москве в Центральной музыкальной школе (класс З.И. Махтиной) и Московской государственной консерватории.

    Николай Саченко был удостоен Первой премии и Золотой медали на XI Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Также является лауреатом III Международного конкурса скрипачей имени Леопольда Моцарта в Аугсбурге (Германия, 1995).

    Концертная жизнь скрипача началась еще в школьные годы. С тех пор он выступал во многих городах России, Европы, Японии, Китая, США и Латинской Америки, в том числе с известными дирижерами и оркестрами, такими как Российский национальный оркестр, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Пекинский национальный оркестр, Национальный оркестр Венесуэлы, «Филармония наций», Токийский симфонический оркестр Метрополитен.

    С 2005 года Николай Саченко - концертмейстер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под руководством Юрия Башмета. Скрипач успешно совмещает позицию лидера большого оркестра с сольной деятельностью и также много времени уделяет камерной музыке - выступает в ансамбле с такими музыкантами, как Юрий Башмет, Гидон Кремер, Линн Харрелл, Гарри Хоффман, Кирилл Родин, Владимир Овчинников, Денис Шаповалов. Незабываемое впечатление произвели на молодого музыканта творческие встречи с Иегуди Менухиным, Исааком Стерном, Мстиславом Ростроповичем.

    Николай Саченко играет на скрипке Ф. Руджиери 1697 года, предоставленной Российской Государственной коллекцией музыкальных инструментов.

    Владимир Бальшин

    Владимир Бальшин родился в 1973 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку (класс виолончели Наталии Шаховской, класс струнного квартета Михаила Копельмана, Дмитрия Шебалина и Валентина Берлинского, класс камерного ансамбля Александра Рудина). Лауреат международных конкурсов камерных ансамблей в Италии и Великобритании.

    В 1993–1998 годах – артист камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета, в 1998–2006 годах выступал в ансамбле Брамс-трио.

    С 2007 года играет в Квартете имени Бородина, в составе которого гастролировал по всему миру, выступал на таких известных сценах, как Концертный зал Мариинского театра, Большой зал Московской консерватории, Уигмор-холл и Куин-Элизабет-холл в Лондоне, Консертгебау в Амстердаме, Музыкоград и Плейель в Париже, Музикферайн в Вене, Моцартеум в Зальцбурге, Концертхаус в Берлине, Альте Опер во Франкфурте, Бетховен-халле в Бонне, Театр Принца-регента в Мюнхене, Кёльнская филармония, Тонхалле в Цюрихе, Ла Фениче в Венеции, Национальная аудитория в Мадриде, Элис-Талли-холл в Нью-Йорке, Бунка Кайкан в Токио и Сити-холл в Гонконге.

    Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю – Дмитрий Алексеев, Борис Березовский, Александр Гиндин, Елизавета Леонская, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Дмитрий Маслеев, Денис Мацуев, Павел Нерсесьян, Менахем Пресслер, Андраш Шифф, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Марио Брунелло, Рустем Габдуллин, Сабина Майер, Евгений Петров, Сергей Накаряков, Хибла Герзмава и Галина Писаренко.

    Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве, «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, имени А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, в Зальцбурге, Рейнгау, Шлезвиг-Гольштейне, Дрездене, Ла Рок д’Антероне, Лондоне, Бергене, Кухмо, Тэнглвуде, Оттаве, Монреале, Мельбурне, Токио, Гонконге и других.

    В составе Квартета имени Бородина участвовал в записи всех квартетов Шостаковича, квартетов Гайдна, Шуберта, Брамса, Бородина, Мясковского. Также в дискографии музыканта произведения Бетховена, Глинки, Алябьева, Чайковского, Аренского, Рахманинова, Шнитке, Дворжака, Грига, Дебюсси, Пьяццоллы и другие.

    Преподает в Московской консерватории (класс квартета, доцент). Проводит мастер-классы в городах России и за рубежом. Принимал участие в работе жюри международных конкурсов. Заслуженный артист России.

    Алексей Любимов

    Алексей Любимов – пианист, клавесинист, органист, педагог, профессор Московской консерватории и университета Моцартеум в Зальцбурге. Один из самых неординарных и разносторонних музыкантов современности. 

    Родился в Москве в 1944 году. Учился у Анны Артоболевской в Центральной музыкальной школе, Генриха Нейгауза и Льва Наумова в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Огромное влияние на формирование взглядов Любимова оказала Мария Юдина. 

    В 16 лет он стал победителем Всероссийского конкурса пианистов в Москве. Будучи студентом консерватории, в 1965 году завоевал I премию и золотую медаль IV Международного конкурса в Рио-де-Жанейро, в 1968 году – звание лауреата Международного конкурса в Монреале.

    С 1968 года начал интенсивно концертировать в СССР и за рубежом. С 1975 года – солист Московской филармонии. Алексей Любимов – исполнитель необыкновенно широкого диапазона, в его репертуаре – практически весь арсенал от старинной до современной музыки, а также опыт работы в электронной и рок-музыке. Будучи одним из крупнейших в мире специалистов по исполнительству на исторических клавирах, регулярно проводит мастер-классы в ведущих консерваториях Европы. Выступил одним из создателей Московского барочного квартета, ансамбля «Академия старинной музыки» (совместно с Татьяной Гринденко), Ансамбля старинной музыки Московской консерватории 

    Другой приоритет артиста – музыка ХХ–XXI веков. Он был основателем и руководителем ансамбля «Музыка – ХХ век» (1969–1974), впервые в стране исполнившего многие произведения Штокхаузена, Лигети, Фелдмана, Кейджа, Райли, Райха, Тен Хольта. Благодаря Любимову обрели концертную жизнь многие произведения Сильвестрова, Пярта, Волконского, Шнитке, Денисова, Мартынова, Уствольской, Пелециса, Немтина, Рабиновича, Карманова, Кнайфеля, Суслина, Мансуряна. Многие композиторы (в частности, Уствольская, Сильвестров, Карманов, Мартынов) посвятили ему свои сочинения.

    Соорганизатор ряда фестивалей авангардной музыки в Риге и Таллине (1976–1978); инициатор и художественный руководитель (до 1992 года) Международного фестиваля авангардной и экспериментальной музыки «Альтернатива», регулярно проходившего в Москве с 1988 года, а также I Фестиваля Арнольда Шёнберга в Московской консерватории (1999). 

    Сотрудничал со многими ведущими российскими и зарубежными оркестрами, с известными дирижерами, среди которых Кирилл Кондрашин, Натан Рахлин, Геннадий Рождественский, Михаил Плетнёв, Владимир Ашкенази, Франс Брюгген, Роджер Норрингтон, Эса-Пекка Салонен, Кристофер Хогвуд, Чарлз Маккеррас, Неэме Ярви, Андрес Мустонен, Юкка-Пекка Сарасте. Партнерами артиста по камерному ансамблю были Наталия Гутман, Олег Каган, Петер Шрайер, Татьяна Гринденко, Марк Пекарский, Александр Рудин, Иван Монигетти, Генрих Шифф, Андреас Штайер, Гидон Кремер, Кристиан Тецлафф, Виктория Иванова, Светлана Савенко, Лидия Давыдова и другие выдающиеся музыканты. 

    Алексей Любимов был участником фестивалей «Посвящение» в Государственной Третьяковской галерее и «Посвящение Олегу Кагану» (Москва), Дягилевского фестиваля (Пермь), Зальцбургского фестиваля, фестивалей в Локенхаусе, Ла-Рок-д’Антероне, «Каринтийское лето», Berliner Festwochen, Holland Festival, Mostly Mozart в Нью-Йорке и многих других. В 1991 году возглавил Музыкальный фестиваль в Санкт-Галлене (Австрия). Вошел в художественные советы фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» и Ars Longa. В 1968–1975 годах вел в Московской консерватории класс камерного ансамбля (доцент). В 1995 году вернулся в консерваторию, в 1997 году стал одним из инициаторов создания Факультета исторического и современного исполнительского искусства (до 2010 года – декан), на котором впервые в России были введены программы обучения на старинных инструментах. С 1998 года – профессор Университета Моцартеум в Зальцбурге. Член жюри многих международных конкурсов.

    Дискография музыканта насчитывает свыше 50 альбомов, выпущенных под лейблами «Мелодия», Erato, Sony Classical, Teldec, BIS, EСM, Decca, Megadisc, Alpha Classics и другими. 

    Лауреат Премии города Москвы (2001). Лауреат Премии Кейджа-Каннингема (Нью-Йорк, 2015).

    Алексей Зуев

    Алексей Зуев родился в 1982 году в Санкт-Петербурге. Окончил ССМШ при Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, затем обучался у Алексея Любимова в Университете Моцартеум в Зальцбурге и у Элисо Вирсаладзе в Высшей школе музыки в Мюнхене. 

    Лауреат международных конкурсов имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999, II премия, I премия не присуждалась), имени Святослава Рихтера в Москве (2008, V премия), имени Гезы Анды в Цюрихе (2009, II премия). 

    Принимал участие в фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, VI Международном фестивале актуальной музыки «Другое пространство», Московском Пасхальном фестивале, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», Дягилевском фестивале в Перми, фестивале имени Олега Кагана в Кройте, «Киссингенское лето» в Бад-Киссингене, фестивале в Мекленбурге – Передней Померании, «Шопен и его Европа» в Варшаве, «Равиния» в Чикаго.

    В дискографии пианиста – все фортепианные сочинения Стравинского (пятитомное собрание, включающее ряд мировых премьер), альбом пьес Грига, запись сольного концерта в Санкт-Петербурге, Canto Ostinato Симеона тен Хольта (с Алексеем Любимовым, Вячеславом Попругиным, Александром Мельниковым), сочинения Дебюсси (в дуэте с Алексеем Любимовым). 

    Выступал с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Филадельфийский оркестр, Лондонский филармонический оркестр, Оркестр XVIII века, «Музыкальная коллегия Винтертура», Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии. С последним представил российскую премьеру концерта Джона Адамса Century Rolls.

    Участвовал в исполнении «Предварительного действа» Скрябина – Немтина с оркестром Нидерландского радио в амстердамском зале Консертгебау. Выступал в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, в концертных залах Австрии, Италии, Германии, Швейцарии, Люксембурга. 

    Играет на современных и исторических клавишных инструментах. Особое место в репертуаре пианиста занимает музыка ХХ века. Доцент Университета Моцартеум в Зальцбурге.

    Александр Зенин

    Александр Зенин родился в 1988 году в Москве. В юношеские годы окончил школу настройщиков «Квинта 2» по специальности «мастер настройки и регулировки клавишно-струнных музыкальных инструментов» и начал заниматься реставрацией уникальных для России разновидностей фортепиано – механических пианино и пианол. В дальнейшем получил образование в области химии и кинотехники. Работал в московской средней школе № 544, Институте новых технологий и Московском институте открытого образования.

    В 2008 году организовал в школе № 544 музей кинотехники, который к сегодняшнему дню, помимо внушительной коллекции киноаппаратуры, содержит 27 пианол различных систем. В 2016 году некоторые экспонаты музея были представлены на экспозиции «Вам и не снилось» на ВДНХ – крупнейшей выставке, посвященной кинематографическому процессу, а также на выставке кинотехники в кинотеатре «Космос» в рамках празднования Года Российского кино.

    В 2016 году в рамках фестиваля «Политех» на ВДНХ Александр Зенин осуществил первую публичную демонстрацию приставной пианолы (Aeolian Themodist Metrostyle Pianola 1912 года), на которой был исполнен Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова в сопровождении оркестра. Тогда Зенин привлек внимание музыкантов, с которыми активно сотрудничает в настоящее время.

    С Петром Айду Александр Зенин организован перформанс для механического пианино с кинопроектором, показанный в качестве киножурнала перед демонстрацией кинофильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» с музыкой Эдмунда Майзеля. С Мариной Катаржновой (скрипка) исполнил на пианоле «Вечное движение» Паганини в программе концерта «Движелище» на «Декабрьских вечерах» в ГМИИ имени А. С. Пушкина. Принял участие в нескольких концертах пианиста Алексея Любимова с рассказом о произведениях, созданных специально для пианолы. С его участием состоялась демонстрация фильма Фернана Леже «Механический балет» с музыкой Джорджа Антейла, исполненной на пианоле. 

    Александр Зенин – автор многочисленных статей и кино и кинотехнике. Один из авторов сборника статей «Стравинский жив» Государственного института искусствознания и Словаря современных анимационных терминов, удостоенного премии Гильдии киноведов как лучшее учебное пособие в кинематографической отрасли.

    Член Союза кинематографистов Российской Федерации. Обеспечивает техническое сопровождение премьерных показов и кинофестивалей, принимает участие в других мероприятиях в области кинематографа, использует пианолу для кинолекториев. Руководит технической группой кинопоказа Московского Международного кинофестиваля. Снимает и снимается в кино, также предоставляет экспонаты своего музея для съемок. 

    В 2024 году музей Александра Зенина получит новое пространство для размещения экспозиции – на территории строящегося кинокластера «Метмаш», где будут представлены в том числе и пианолы, а в киноконцертном зале можно будет послушать и посмотреть фильмы в сопровождении механических таперов.