17 ноября 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Энергия юности и
ощущение биения жизни наполнят программу «Пульс 5» творческого объединения
«Притяжение», посвященную первой полукруглой дате проекта – пятилетию. Импульсом
для создания объединения стал концерт, на котором был исполнен Октет для
струнных Феликса Мендельсона, написанный автором в 16 лет. Он завершит нынешнюю
программу, все сочинения которой отмечены чертами детского мировосприятия,
юношеской дерзостью и зрелой размеренностью.
Концерт открывает Камерная симфония Джона Адамса – современного американского композитора, уникальный почерк которого складывался под влиянием минимализма Стива Райха и Филипа Гласса. Работая над Камерной симфонией, Адамс нашел неожиданное сходство между одноименным сочинением Арнольда Шёнберга и музыкой из мультфильмов 1950-х годов, которые смотрел его сын Сэм: «Гиперактивные, настойчиво агрессивные и акробатические партитуры к мультфильмам смешались в моей голове с музыкой Шёнберга, которая сама по себе гиперактивна, акробатична и порядком агрессивна», – вспоминает композитор. Камерная симфония № 1 Шёнберга звучала на скандальном концерте 1913 года в Музикферайне, когда сочинения композиторов нововенской школы вызвали возмущение публики, а из-за начавшейся драки вечер пришлось прервать; сегодня это – безусловная классика ХХ века, одно из основополагающих сочинений новой музыки.
С энергией
непрерывного движения связан септет «Хороводы» (Les rondes) Богуслава
Мартину, опирающийся на чешский фольклор и передающий витальность народных
танцев. Родившись и прожив полжизни в Чехии, Мартину перебрался в Париж, где
стал одним из лидеров французской музыкальной сцены и существенно изменил
творческий почерк, впитавший в том числе элементы джаза. В это же время в
Париже работал Дариус Мийо, один из участников знаменитой «Шестерки».
Двухлетняя поездка в Бразилию «заразила его лихорадкой ночных празднеств», и по
возвращении композитор представил удивленной парижской публике ритмы самбы и
танго в балете «Бык на крыше». Навязчивое возвращение оживленной темы-рефрена
передает неугомонную обстановку одного из подпольных американских баров в
период действия сухого закона.