Абонемент №140:
Миры музыки настоящего
Проект «Миры музыки настоящего» музыковеда Рауфа Фархадова и ансамбля «Галерея актуальной музыки» предлагает актуальный подход к восприятию современного репертуара. В программах цикла сочинения композиторов XX–XXI веков встречаются с наследием барокко, и их взаимодействие напоминает о фундаментальных ценностях и смыслах музыки, общих для разных эпох.
«Одним из поворотных моментов в истории музыки стало начало ХХ века, когда новая музыка обособилась от тональной, массовой, и произошла переоценка ценностей, – рассказывает Рауф Фархадов. – Результатом стало размывание самого термина "музыка". Дальнейшее – время коллективных или индивидуальных проектов и акций, где автор всякий раз самостоятельно решает, что есть музыка. В абонементе "Миры музыки настоящего" мы дистанцируемся от большинства сегодняшних мейнстримов, пытаясь вернуть музыке музыкальное, звуку – звуковое, мелодии – мелодическое, интонации – интонационное. И когда с этих позиций оглядываешься на историю, выясняется, что истинно музыкальные смыслы как были, так и будут. Что в Музыке нет ни прошлого, ни будущего, а есть настоящее. И в этом настоящем Машо не есть прогресс по отношению к Перотину, Веберн не есть прогресс по отношению к Пёрселлу, а Юрель или Пярт – по отношению к Веберну... Один путь, одно становление, одно долгое и нескончаемое время музыкальных миров Настоящего».
Основой концерта, открывающего абонемент, стала музыка XX–XXI веков, использующая актуальные композиторские приемы и в то же время так или иначе связанная с тональностью. Струнное трио Антона Веберна написано в додекафонной технике, но в его черновиках сохранились пометки, отсылающие к принципам классико-романтической гармонии. Во Втором струнном квартете Георга Фридриха Хааса, созданном в спектральной технике, тональность сочетается с микрохроматикой; «традиция просвечивает снова и снова, но она кажется чем-то потерянным, далеким, затуманенным», – комментирует композитор. Тихая лирика Постлюдии II Фараджа Караева сближает ее с эстетикой «новой простоты». Новейшая музыка представлена творчеством московского композитора Олега Пайбердина: прозвучат мотет «Парад планет» памяти Пушкина, а также «Романс и ария» для фортепиано (мировая премьера).
Барочные сочинения программы связаны с виолой да гамба. Один из первых сборников для этого инструмента создал французский композитор, лютнист, гамбист Демаши, также сформулировавший основные приемы игры на нем. Фантазия I Генри Пёрселла предположительно была написана для виольного консорта – сопрановой, теноровой и басовой виол. «Последним великим гамбистом» Гёте называл Карла Фридриха Абеля – композитора и музыканта-виртуоза, дружившего с Иоганном Кристианом Бахом.
Мария Корякина (флейта), Глеб Хохлов (скрипка), Ольга Галочкина (виолончель), Мона Хаба (клавесин, фортепиано), Рауф Фархадов (лектор)
В программе: Пёрселл, Фелдман, Машо, Кассадо, Пайбердин
Рауф Фархадов (лектор)
В программе: И. С. Бах, Раева, Шёнберг, Валунд, Бёрд, Зеленский, Фуррер, Пайбердин