В продаже абонемент Musica sacra nova
Абонемент №140:
Миры музыки настоящего
Проект «Миры музыки настоящего» музыковеда Рауфа Фархадова и ансамбля «Галерея актуальной музыки» предлагает актуальный подход к восприятию современного репертуара. В программах цикла сочинения композиторов XX–XXI веков встречаются с наследием барокко, и их взаимодействие напоминает о фундаментальных ценностях и смыслах музыки, общих для разных эпох.
«Одним из поворотных моментов в истории музыки стало начало ХХ века, когда новая музыка обособилась от тональной, массовой, и произошла переоценка ценностей, – рассказывает Рауф Фархадов. – Результатом стало размывание самого термина "музыка". Дальнейшее – время коллективных или индивидуальных проектов и акций, где автор всякий раз самостоятельно решает, что есть музыка. В абонементе "Миры музыки настоящего" мы дистанцируемся от большинства сегодняшних мейнстримов, пытаясь вернуть музыке музыкальное, звуку – звуковое, мелодии – мелодическое, интонации – интонационное. И когда с этих позиций оглядываешься на историю, выясняется, что истинно музыкальные смыслы как были, так и будут. Что в Музыке нет ни прошлого, ни будущего, а есть настоящее. И в этом настоящем Машо не есть прогресс по отношению к Перотину, Веберн не есть прогресс по отношению к Пёрселлу, а Юрель или Пярт – по отношению к Веберну... Один путь, одно становление, одно долгое и нескончаемое время музыкальных миров Настоящего».
Основой концерта, открывающего абонемент, стала музыка XX–XXI веков, использующая актуальные композиторские приемы и в то же время так или иначе связанная с тональностью. Струнное трио Антона Веберна написано в додекафонной технике, но в его черновиках сохранились пометки, отсылающие к принципам классико-романтической гармонии. Во Втором струнном квартете Георга Фридриха Хааса, созданном в спектральной технике, тональность сочетается с микрохроматикой; «традиция просвечивает снова и снова, но она кажется чем-то потерянным, далеким, затуманенным», – комментирует композитор. Тихая лирика Постлюдии II Фараджа Караева сближает ее с эстетикой «новой простоты». Новейшая музыка представлена творчеством московского композитора Олега Пайбердина: прозвучат мотет «Парад планет» памяти Пушкина, а также «Романс и ария» для фортепиано (мировая премьера).
Барочные сочинения программы связаны с виолой да гамба. Один из первых сборников для этого инструмента создал французский композитор, лютнист, гамбист Демаши, также сформулировавший основные приемы игры на нем. Фантазия I Генри Пёрселла предположительно была написана для виольного консорта – сопрановой, теноровой и басовой виол. «Последним великим гамбистом» Гёте называл Карла Фридриха Абеля – композитора и музыканта-виртуоза, дружившего с Иоганном Кристианом Бахом.
Ансамбль «Галерея актуальной музыки» | GAMEnsemble создан в 2010 году композитором Олегом Пайбердиным. В репертуаре ансамбля – произведения классиков отечественного и зарубежного авангарда XX века. Основная миссия коллектива – исполнение новой музыки с акцентом на произведениях, написанных за последние 20 лет. Одна из главных задач ансамбля – развитие актуальных областей современного музыкального творчества, где сосуществуют новейшая камерная музыка, импровизация, визуально-акустические перформансы и видеоарт. Среди партнеров коллектива – композиторы, художники, хореографы, режиссеры, аниматоры, мастера слова и театра. Ансамбль – постоянный участник фестивалей и абонементов Московской филармонии «Другое пространство», «Филармонический дебют», «Молодые таланты», «Живая дорожка», «Миры современной музыки», «Связь времён».
Коллектив тесно сотрудничает с Союзом композиторов России, Московским Союзом композиторов, Санкт-Петербургским центром современной академической музыки reMusik.org, Российским национальным музеем музыки, Государственным музеем истории ГУЛАГа, Культурным центром ЗИЛ, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Благотворительным фондом Юргенсона, Гёте-институтом, Польским культурным центром в Москве, Швейцарским советом по культуре «Про Гельвеция» в Москве, Новосибирской, Нижегородской и Уральской консерваториями, Барнаульской, Бурятской, Калининградской, Новосибирской, Свердловской, Сургутской, Хакасской филармониями, Музеем современного искусства PERMM в Перми, Галереей современного искусства «Стерх» в Сургуте. Ансамбль многократно гастролировал в городах России (Барнаул, Екатеринбург, Кемерово, Москва, Новосибирск, Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург, Сургут, Томск, Сыктывкар, Улан-Удэ) и за рубежом (Франция, Польша, Украина, Казахстан).
2017–2022: GAMEnsemble – постоянный партнер творческого образовательного проекта для молодых композиторов и драматургов «Лаборатория КоOPERAция» (совместно с Московским академическим Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В 2012 году проект «GAMEnsemble: Новая Россия – Новая Европа» получил поддержку Музыкального фонда Эрнста фон Сименса (Ernst von Siemens Musikstiftung, Германия) и был включен в программу «Всероссийские филармонические сезоны» Министерства культуры Российской Федерации. Одна из программ коллектива по поддержке молодых авторов – приглашение ежегодных «композиторов-резидентов» (подобная инициатива в России появилась впервые). Гостями GAMEnsemble становились композиторы Александр Хубеев (2011), Любовь Терская (2012), Сергей (Сэ Хёнг) Ким (2013), Николай Попов (2015), Андрей Бесогонов (2018), Олег Гудачев (2019), Алина Подзорова (2023).
В 2019 году на лейбле reMusik.org вышел компакт-диск «GAME: Начало» с произведениями, специально написанными для ГАМ-Ансамбля. В 2020 году коллектив отметил 10-летие.
Анна Бурчик родилась в Москве. Окончила Академический музыкальный колледж при Московской консерватории (класс Сергея Богданова), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Александра Бобровского) и ассистентуру-стажировку МГК (специальность «камерное исполнительство», класс профессора Александра Бондурянского). Лауреат всероссийских и международных конкурсов камерной музыки.
С 2002 года – артистка Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина. C 2005 года сотрудничает с ансамблем солистов «Студия новой музыки». В составе струнного квартета «Студии» гастролировала во многих странах мира. Принимала участие в фестивалях современной музыки в России, странах Европы и США. С 2009 года участница проекта «Перcимфанс», посвященного возрождению деятельности Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера. Имеет записи на радио и компакт-дисках.
Юлия Мигунова родилась в
Нижнем Новгороде. Окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М.
И. Глинки (2009, класс Павла Вишневского). В 2009 и 2010 годах проходила
обучение на мастер-классах фестиваля камерной музыки Zeist music days в Зейсте (Нидерланды). Стажировалась у музыкантов Vermeer Quartet (США), Jerusalem Quartet (Израиль), Debussy Quartet (Франция) и у других
известных ансамблистов.
С 2006 года играет в струнном квартете Cantando, в составе которого стала лауреатом многих международных конкурсов и фестивалей в России, Германии, Франции, Греции и Сербии, а также I Всероссийского музыкального конкурса в Москве.
Активно участвует в фестивалях современной музыки, среди которых «Московский форум», «Московская осень» и «Другое пространство» в Москве, reMusik.org в Санкт-Петербурге, SPOR в Дании, Karussell в Германии, Casa del quartetto в Италии, NeoArte в Польше. Играет в ансамбле «Галерея актуальной музыки» (ГАМ), Московском Ансамбле Современной Музыки (МАСМ), струнном квартете Vacuum и ансамбле CEAM Artists. С 2022 года работает в Центре электроакустической музыки Московской консерватории. Сотрудничает с композиторами из разных стран, участница большого количества мировых и российских премьер.
Антон Изгагин – музыкант‐мультиинструменталист, импровизатор, композитор. Играет на контрабасе, бас-гитаре, виоле да гамба, средневековых струнных инструментах.
Родился в 1988 году в Екатеринбурге. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных (2016, класс контрабаса профессора Александра Бельского) и ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальности «ансамбль современной музыки» (класс профессора Игоря Дронова и профессора Владимира Тарнопольского), обучался композиции на факультете переквалификации МГК у профессора Юрия Каспарова.
Игре на виоле да гамба обучался под руководством Витторио Гиельми, Пауло Пандольфо, Хилле Перл, Павла Сербина, ансамблевому мастерству – под руководством Ольги Филипповой. Посещал мастер‐классы Дмитрия Голдобина (темперация, бассо континуо), Рафаэля Паласиаса (музыкальная риторика эпохи барокко), Франка Гратковски, Жоэля Леанда.
В качестве исполнителя принимал участие в концертах ансамблей «Студия новой музыки», Opus Posth «Академия старинной музыки», Pocket Symphony, Questa Musica, ГАМ-Ансамбля, Collegium Musicum, оркестра Pratum Integrum и др. Участвовал в исполнении и записи оперного сериала «Сверлийцы» в Электротеатре Станиславский.
Один из основателей и постоянный участник ансамбля современной музыки Kymatic.
Мона Хаба родилась в Москве. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку, где ее наставниками были профессора Глеб Аксельрод и Леонид Живов.
После окончания консерватории работала в Большом театре в качестве музыкального ассистента Владимира Васильева на постановках балетов «Макбет», «Золушка», «Дон-Кихот», «Лебединое озеро», «Жизель», «Балда», а также исполняла партию фортепиано в его спектаклях «Ностальгия»и «Мастер-класс» на музыку русских и зарубежных композиторов.
С 2005 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Ведет активную концертную деятельность. Гастролировала в странах Европы, США, Корее, Японии, Мексике, Бразилии, Египте, Израиле, на Бермудах. Принимала участие во многих фестивалях, среди которых «Московская осень», «Московский форум», «Варшавская осень», «Другое пространство», фестиваль Эрнста Кшенека, Бетховенский фестиваль в Бонне, Венецианская биеннале, а также в абонементных концертах Московской филармонии.
Выступала с Российским национальным оркестром, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Московским Ансамблем Современной Музыки, ГАМ-ансамблем («Галерея актуальной музыки»), сотрудничала с фаготистом Валерием Поповым, виолончелистом Александром Загоринским, певцами Надеждой Красной и Анатолием Мищевским. Регулярно выступает в дуэте с мужем – пианистом Михаилом Дубовым.
В репертуаре пианистки, наряду с сочинениями композиторов XVIII–XIXвв., музыка XX века и сочинения молодых авторов России и зарубежья. Является первым исполнителем ряда новых произведений, в том числе посвященных ей. Участвовала в записи CD на фирмах «Мелодия», Le chant du Monde (Франция), Meldac (Япония), включая серию авторских дисков современных композиторов.
Преподает в Московской консерватории на факультете исторического и современного исполнительского искусства (классы специального фортепиано, камерного ансамбля и концертмейстерский класс). Проводит мастер-классы, выступает с лекциями по вопросам современного музыкального исполнительства и нового фортепианного репертуара в учебных заведениях России и за рубежом.
Рауф Фархадов – музыковед, доктор искусствоведения, председатель Ассоциации современной музыки.
Родился в 1957 году в Баку. В 1975 году окончил Бакинскую специальную музыкальную школу, в 1980-м – Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 1987-м – аспирантуру Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Валентины Холоповой).
В конце 1980-х вел курс современной музыки в Бакинской консерватории, в те же годы был заведующим отделом музыкальных театров и хореографии в Азербайджанском союзе театральных деятелей. В начале 1990-х переехал в Москву. В 2000-х – колумнист портала Kultura.az. Регулярно печатается в ведущих научных и музыкальных журналах Москвы.
Арт-директор, куратор и модератор международных фестивалей современной музыки в Москве и Баку. Автор книг и статей о новой академической, электронной и джазовой музыке. Автор и ведущий ряда проектов Московской филармонии. Член приемной комиссии и правления Союза московских композиторов.