Лаборатория Musica sacra nova
Musica Ritualis

воскресенье, 19:00

Île Thélème Ensemble

Татьяна Бикмухаметова сопрано
Евгения Каширская сопрано
Кристина Попова альт
Иван Бабкин тенор
Илья Татаков бас-баритон
Мирон Довгань вокал
Евгений Субботин скрипка
Аяко Танабэ скрипка
Александр Митинский альт
Евгений Румянцев виолончель
Яна Сахно контрабас
Евсевий Зубков ударные
Игнат Красиков бас-кларнет
Наталья Соколовская фортепиано

В программе:

Бриттен
Кантикль № 2 «Авраам и Исаак» для альта, тенора и фортепиано на текст мистерии «Истории Лота и Авраама», соч. 51 (1952)

Губайдулина
Ein Engel... («Ангел…») для контральто и контрабаса на стихи Э. Ласкер-Шюлер (1994)

Екимовский
«Стихъ на скончанiе вѣка сего» для голоса, бас-кларнета и ударных (2001)

Вустин
«Блаженны нищие духом» для голоса и камерного ансамбля (1988)

Пярт
Wallfahrtslied (Песнь пилигрима») для мужского голоса и струнного квартета на текст 121 (120) псалма (1984/1996)

Васкс
The Fruit of Silence («Плод тишины»), редакция для фортепианного квинтета (2013/2015, российская премьера)

Корндорф
Are You Ready, Brother? – трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1996)

Билеты проданы

Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки». Все они, за исключением первой, посвящены камерным и вокальным сочинениям XX–XXI веков. В концертах участвуют лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также молодые коллективы Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus. Куратор программ абонемента – дирижер и музыковед Сергей Терентьев.

В основе программы Musica ritualis – выявление роли ритуального начала в системе музыкальной поэтики. Опусы на заданную тему – примеры возрождения жанровой формы ритуала в новом качестве: современное прочтение старинного английского жанра кантикля в «Аврааме и Исааке» Бриттена. Миниатюра «Ангел…» Губайдулиной на стихи Эльзы Ласкер-Шюлер, чья поэзия пронизана библейскими мотивами и ритмикой псалмов. Апокалиптическая атмосфера «Стиха на скончанiе вѣка сего» Екимовского, отсылающая к древней обрядовости. Взаимопересечение рационального и бессознательного в произведении «Блаженны нищие духом» Вустина, где слова из «Нагорной проповеди» отсылают к «Идиоту» Достоевского. «Песнь пилигрима» Пярта, где средствами «сакрального минимализма» достигается сопряжение времени земного и безвременья. Одна из молитв матери Терезы, ставшая основой для фортепианного квинтета The Fruit of Silence Васкса, характеризуется композитором как «плотно сплетенный элегический звуковой поток». Название трио Are You Ready, Brother? Корндорфа отсылает к негритянскому спиричуэлу Ride the Chariot («Поезжай на колеснице»), где речь идет о готовности человека предстать перед Богом.

Концерты абонемента проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, третий сезон которого стартует в Зале Чайковского 1 марта. Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.

Другие
концерты этого абонемента

Лаборатория Musica sacra nova
Лабиринт духовный

вторник 19:00
абонемент № 138

, вторник
абонемент № 138

Камерный зал Филармонии

Билеты проданы

Лаборатория Musica sacra nova
Лабиринт духовный

Вокальный ансамбль Terminus
Сергей Терентьев дирижер
Полина Ермолаева меццо-сопрано

Вустин
«Голос» для альта (меццо-сопрано) соло на стихи О. Седаковой (2001)
Новоиерусалимский псалом «Господи, воззвах к Тебе» (XVII в., расшифровка С. Терентьева)
Покаянный псалом «Взирай с прилежанием» (XVIII в., расшифровка С. Терентьева)
Покаянный псалом «Мире лукавый» из «Книжных песен» (XVII–XVIII вв., расшифровка С. Терентьева)

Волков
«Сон» из «Триптиха» для смешанного хора a cappella на стихи В. Набокова (2007)

Леденёв
«Мир разгорожен надвое» на слова Ю. Терапиано из цикла «Парижская нота» на слова русских поэтов-эмигрантов, соч. 78 (2005)

Губайдулина
«Пало прениже волн» из сюиты «Посвящение Марине Цветаевой» для хора a cappella на стихи М. Цветаевой (1984)
Aus den Visionen der Hildegard von Bingen («Из видений Хильдегарды Бингенской») для альта (меццо-сопрано) соло на слова Х. фон Бинген (1994)

Пелецис
«Помолись смиренно Богу» на стихи А. Блоха из цикла «Из русской духовной поэзии. 10 стихотворений» для смешанного хора a cappella (2017)

Смирнов
Hail Mary, I am Alpha and Omega, Where unto Shall We Liken и And He Bearing His Cross из цикла Шесть хоров для смешанного хора a cappella на тексты из Библии и стихи Дж. Мильтона, соч. 67 (1992)

Тищенко
Recordare, № 6a для женского хора a cappella из Requiem aeternam, соч. 150 (2008)

Лурье
Мотет Tu es Petrus («Ты – Пётр») для четырехголосного смешанного хора a cappella (1935)

Слонимский
Lux aeterna из Реквиема для смешанного хора a cappella (2003)

Дистлер
Мотет Wie der Hirsch schreit nach frischem Wasser («Как лань желает к потокам воды») из сборника духовной хоровой музыки Der Jahrkreis («Церковный год»), соч. 5 № 39

Гуаюль
Духовные песни и псалмы для трех голосов:
Wann mein Stündlein vorhanden ist («Когда настанет мой смертный час»)
Erzürn dich nicht o frommer Christ («Не накажи меня во гневе, о Благий Христос»)
Ich seufftz und klag vil langer tag («Я долго скорблю и оплакиваю»)
Ach Gott wie lang vergissest mein («О Боже, как давно Ты забыл обо мне?»)
(восстановлены Ю. Москвиной)

Дэвид Лэнг
again / after ecclesiastes/ («Снова/ по Екклесиасту») для смешанного камерного хора (2005)

Холст
Matthew, Mark, Luke and John («Матфей, Марк, Лука и Иоанн») из цикла Шесть народных песен для хора, соч. 36b № 3 (1916)

Смит
Nunc dimittis («Ныне отпущаеши») для смешанного хора a cappella (2019)

Кшенек
Veni, Sanctificator («Приди, Освятитель») для смешанного хора a cappella, соч. 141 (1954)

Васкс
Angele Dei. Prayer to (Your) Guardian Angel («Ангел Божий. Молитва Ангелу-хранителю») для смешанного хора a cappella (2021)

Макмиллан
Lux aeterna («Свет вечный») из «Стратклайдских мотетов» для
четырехголосного смешанного хора a cappella (вторая тетрадь, 2007)