VII Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов на концерты,
отмененные в связи с объявленным в г. Москве запретом на проведение массовых мероприятий,
вы можете посмотреть здесь. Берегите себя и будьте здоровы!

    VII Международный фестиваль
    актуальной музыки
    «Другое пространство»

    17 ноября 2020, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Б. А. Циммерман
    «Диалоги», концерт для двух фортепиано и оркестра
    «Музыка к застолью Короля Убю» для оркестра и малого джазового ансамбля
    Д. Адамс
    «Учение о гармонии» для оркестра

    12+

    Абонемент №2:

    VII Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    «Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    По итогам Первого Всероссийского конкурса молодых артистов оркестра в состав РНМСО вошли 100 талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет из 28 городов России; сейчас в оркестре 108 исполнителей. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия – прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых исполнителей, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского – Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Александр Канторов, Константин Емельянов, Мао Фудзита и Кеннет Броберг. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность соприкоснуться с искусством интерпретации и приучают к высоким стандартам ансамблевой игры. 

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: в свой первый сезон (2018/19) он провел 40 концертов, выступив в 13 российских городах – от Санкт-Петербурга до Иркутска, от Вологды до Нижнего Новгорода. Выступления оркестра посетили более 40000 слушателей. Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд крупных симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Рахманиновские дни», «Русская зима», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия Книжного фестиваля «Красная площадь», открытие XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени во Пскове. 

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; оркестр выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр участвует в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах оркестра участвуют молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения. 

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, амстердамского оркестра Консертгебау, оркестров Большого и Мариинского театров, оркестра musicAeterna и французского ансамбля Matheus. В рамках академии только за первый год музыканты прошли более 1400 часов занятий с педагогами и солистами лучших российских и зарубежных оркестров. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. 

    Сезон 2019/20 насыщен новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. Оркестр выступал под управлением Александра Лазарева, Владимира Федосеева, Юрия Симонова, Александра Сладковского, Антонелло Манакорды, Александра Анисимова, Максима Емельянычева и других дирижеров; впереди у музыкантов встречи с такими мастерами, как Леонард Слаткин, Жан-Кристоф Спинози и Василий Петренко. В числе солистов, выступающих с оркестром – Денис Мацуев, Борис Березовский, Барри Дуглас, Николай Луганский, Ларс Фогт, Сергей Крылов, Алина Ибрагимова, Максим Рысанов, Юлия Лежнева. Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Малера, сочинениями Моцарта, Шумана, Респиги, Тарнопольского. В афише сезона появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодёжкой”». В первой половине сезона РНМСО побывал с гастролями в Республике Беларусь, городах Поволжья, Ростове-на-Дону. Оркестр и Ульяновская филармония начали программу по творческому обмену кадрами. 

    Осенью 2020 года состоится ряд крупных европейских выступлений РНМСО. В конце ноября оркестр участвует в торжественном закрытии «Русских сезонов» в Люксембурге и Франции. 30 ноября РНМСО выступит в Парижской филармонии, за дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев, солисты – победители XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Александр Канторов (фортепиано) и Сергей Догадин (скрипка).


    Валентин Урюпин

    Валентин Урюпин – один из самых разносторонних и успешных российских музыкантов молодого поколения: дирижер, кларнетист, ансамблист. Выпускник Московской консерватории по классу кларнета профессора Евгения Петрова и классу оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского, лауреат 25 международных конкурсов кларнетистов, в том числе самых авторитетных: в Женеве, Мюнхене, Пекине, Генте, Претории. Урюпин также добился значительных успехов в области дирижирования, завоевав премии на II Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве (2015), V Международном конкурсе имени Густава Малера в Бамберге (2016) и победив на VIII Международном конкурсе дирижеров имени сэра Георга Шолти во Франкфурте (2017).

    Как солист и дирижер сотрудничает с лучшими российскими и зарубежными коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр, Академические симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Национальный филармонический оркестр России, Мариинский и Михайловский театры в Санкт-Петербурге, оркестры Вены, Берлина, Баден-Бадена, Мюнхена, Франкфурта, Штутгарта, Женевы, Лугано, Брюсселя, Бамберга, Праги, Бухареста, Дублина, Хельсинки, Милана, Мадрида, Пекина, Сингапура, Токио, Дурбана и другие. 

    Выступал со многими прославленными музыкантами, среди которых Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Александр Рудин, Сергей Крылов, Джойс Дидонато, Барбара Ханниган, Александр Князев, Вадим Глузман, Пепе Ромеро, Сергей Хачатрян, Томас Хэмпсон, Арабелла Штайнбахер и многие другие. Как дирижер-ассистент работал с Валерием Гергиевым и Владимиром Юровским. Участвовал в мастер-классах всемирно известных кларнетистов Чарльза Найдика и Мишеля Летьека, а также в последнем дирижерском мастер-классе Курта Мазура. 

    В 2013 году Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Валентин Урюпин осуществили запись музыкального сопровождения для церемонии открытия Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2015 году Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Урюпина аккомпанировал скрипачам на прослушиваниях второго тура XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В течение пяти лет Валентин был ассистентом Теодора Курентзиса и солистом возглавляемого им оркестра MusicAeterna. Вместе с прославленным режиссером и художником Робертом Уилсоном участвовал в работе над постановкой оперы «Травиата», в 2016 году представленной на Дягилевском фестивале и трижды удостоенной премии «Золотая Маска». 

    В настоящее время – художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра. Продолжает выступать как кларнетист, пополняя репертуар многочисленными транскрипциями и новейшими произведениями. 

    В ближайших планах дирижера – дебюты с оркестром Театро Комунале в Болонье, Новым японским филармоническим оркестром, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, камерным оркестром «Виртуозы Москвы», оркестром Тирольского фестиваля в Эрле, филармоническими оркестрами Осаки, Южных Нидерландов, а также выступления в оперных театрах Штутгарта и Франкфурта. 

    В марте 2019 года Валентин Урюпин удостоен Премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры «за вклад в развитие отечественного музыкального искусства».

    Пьер-Лоран Эмар

    Пьер-Лоран Эмар – крупнейший мастер фортепианного искусства наших дней, один из самых оригинальных интерпретаторов современной музыки и классики. Родился в 1957 году в Лионе, там же окончил консерваторию. Продолжал обучение в Парижской консерватории у Ивонн Лорио (супруги Оливье Мессиана), брал уроки в Лондоне у Марии Курчо – последней ученицы Артура Шнабеля. На рубеже 1970–80-х активно сотрудничал с венгерскими музыкантами, брал уроки у Дьёрдя Куртага. Мировая карьера пианиста началась в 1973 году, после победы на Международном конкурсе Оливье Мессиана. С тех пор он ежегодно дает десятки сольных концертов в лучших залах мира, выступает с ведущими оркестрами Европы и Америки.

    С юности призванием Эмара стала музыка композиторов нашего времени. В 12 лет Эмар был представлен Оливье Мессиану, стал близким другом его семьи и впоследствии – выдающимся интерпретатором его сочинений. В 1976 году по приглашению Пьера Булеза вошел в состав Ensemble InterContemporain – одного из крупнейших в мире ансамблей современной музыки, солистом которого был на протяжении 18 лет. В 1981 году пианист дал уникальный концерт в Москве, исполнив в концертном зале ФИАН (Физического института Академии наук) цикл «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» Мессиана. 

    При участии Эмара прошли премьеры многих сочинений Карлхайнца Штокхаузена, Джорджа Бенджамина, Стива Райха, Марко Строппы, Эллиота Картера, Петера Этвёша и многих других авторов. Более 15 лет пианист сотрудничал с Дьёрдем Лигети, записал все его произведения для фортепиано. В 2015 году, к 90-летию Булеза, Эмар исполнил все фортепианные сочинения композитора в ансамбле с пианисткой Тамарой Стефанович; в 2016 году принял участие в концертах к 90-летию Куртага. Творческие интересы Эмара не ограничиваются современной музыкой: пианист известен оригинальным прочтением сочинений Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Бартока, Берга, Веберна. 

    Сотрудничал с такими знаменитыми дирижерами, как Николаус Арнонкур, Пьер Булез, Франц Вельзер-Мёст, Кристоф фон Донаньи, Шарль Дютуа, Филипп Жордан, Джеймс Левайн, Зубин Мета, Инго Метцмахер, Джонатан Нотт, Сейдзи Озава, Кент Нагано, Андре Превен, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен, Петер Этвёш, Кристоф Эшенбах, Владимир Юровский. Как дирижирующий солист регулярно выступает с Малеровским камерным оркестром, Камерным оркестром Европы, Камерным оркестром Сент-Пола (Миннесота, США). 

    Эмар уделяет много внимания преподавательской и просветительской деятельности: профессор Парижской консерватории и Высшей школы музыки в Кёльне, приглашенный профессор и почетный член Королевской академии музыки в Лондоне. Был музыкальным руководителем Охайского фестиваля в Калифорнии и фестиваля к 100-летию Мессиана в Лондоне, а также фестиваля в Олдборо, основанного в 1948 году Бенджамином Бриттеном. 

    С 1992 года Эмар активно записывается. Альбомы 1990-х в основном посвящены музыке последних десятилетий (сочинения Айвза, Мессиана, Лигети, Булеза, Дюсапена, Дютийе, Лахенмана, Ксенакиса). Среди более поздних записей – избранные концерты Моцарта, «Симфонические этюды» и «Карнавал» Шумана, фортепианный концерт Дворжака, Этюды и «Образы» Дебюсси, «Ночной Гаспар», «Отражения» и фортепианные концерты Равеля. Многие записи Эмара получили престижные премии: диск «Искусство фуги» Баха отмечен премиями Diapason d'Or и Choc du Monde de la Musique. Записи всех концертов Бетховена с Камерным оркестром Европы под управлением Арнонкура и альбом «Посвящение Мессиану» удостоены награды ECHO Klassik, диск с сочинениями Айвза – премии «Грэмми». 

    В последние годы Эмар записал двойной альбом «Лист-проект» (2011, к 200-летию композитора), Прелюдии Дебюсси (2012), I том «Хорошо темперированного клавира» Баха (2014), поздние сочинения Картера (2017). Летом 2017 подписал контракт с компанией PentaTone, где в 2018 году выпустил запись цикла «Каталог птиц» Мессиана на четырех CD. 

    Пьер-Лоран Эмар удостоен премии Королевского филармонического общества «За достижения в области инструментального исполнительства» (2005). В 2009 году получил премию Victoires de la musique как лучший инструменталист Франции. 

    Снимался в документальных фильмах Note by Note: The Making of Steinway L1037 (2007) и Pianomania (2010). Член Баварской Академии изящных искусств. В 2017 году награжден престижной музыкальной премией Эрнста фон Сименса. 

    В сезоне 2018/19 – «артист в резиденции» амстердамского Королевского оркестра Консертгебау (Нидерланды), в сезоне 2019/20 – Дома музыки в Порту (Португалия). Нынешний сезон Эмар посвящает Бетховену, исполняя его фортепианные сонаты и концерты в различных сочетаниях с сочинениями композиторов XX–XXI вв. Регулярно выступает в России, в том числе в абонементах Московской филармонии и на фестивале «Евразия» в Екатеринбурге (2017, 2019).

    Тамара Стефанович

    Тамара Стефанович родилась в 1973 году в Белграде. В возрасте семи лет дебютировала на сцене, в тринадцать стала самой юной студенткой Университета Белграда (класс профессора Лили Петрович). Продолжила обучение в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии (класс Клода Франка), затем в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс Пьер-Лорана Эмара). 

    Сегодня Тамара Стефанович выступает на крупнейших сценах мира, включая Карнеги-холл в Нью-Йорке, Берлинскую филармонию, Сантори-холл в Токио, лондонские Альберт-холл и Уигмор-холл. В 2005 году дебютировала на Люцернском фестивале, в 2008-м на фестивале «Неделя Моцарта» в Зальцбурге, в 2013-м на летнем Зальцбургском фестивале. Участвует в международных фестивалях в Ла-Рок-д'Антероне и Равенне, фестивале Styriarte (Грац), Бетховенском фестивале в Бонне и многих других.

    Выступала со многими известными коллективами, среди которых Кливлендский, Чикагский, Бамбергский и Лондонский симфонические оркестры, Лондонский филармонический оркестр, Britten Sinfonia, Немецкая камерная филармония Бремена, Шведский камерный оркестр и другие. Среди недавних ангажементов исполнительницы – выступления с симфоническими оркестрами Баварского, Средненемецкого, Кёльнского радио, Камерным оркестром Европы и Исландским симфоническим оркестром. Масштабный тур пианистки по США, посвященный 90-летию Пьера Булеза, заслужил высочайшую оценку критиков. 

    Среди важных событий предыдущих сезонов – дебют с Симфоническим оркестром Сан-Паулу, европейские гастроли с Молодёжным оркестром имени Густава Малера (дирижер Владимир Юровский) и с Национальным молодежным оркестром Великобритании (дирижер Джордж Бенджамин), выступления с лондонским оркестром «Филармония» (дирижер Эса-Пекка Салонен), исполнение концерта Left, Alone Ханса Абрахамсена с рядом европейских оркестров и «Мантры» Штокхаузена в дуэте с Пьер-Лораном Эмаром в зале deSingel (Антверпен), а также выступления в Мюзикгебау (Амстердам), Саутбэнк-центре (Лондон), Венском концертхаусе, на Фортепианном фестивале в Руре, Эдинбургском международном фестивале, фестивалях в Снейп-Молтингз и Люцерне. 

    В числе событий сезона 2019/20 – выступления с лондонским оркестром «Филармония» (дирижер Карл-Хайнц Стеффенс) и Израильским филармоническим оркестром (дирижер Кирилл Петренко), а также сольный концерт в Филармонии на Эльбе (Гамбург). Сезон 2020/21 артистка открывает выступлением на Берлинском фестивале; концерт с участием солистов Берлинского филармонического оркестра и таких звезд, как Табеа Циммерман, Кристиан Герхаер и Йорг Видман, посвящается музыке Вольфганга Рима. 

    Тамара Стефанович сотрудничала с дирижерами Владимиром Ашкенази, Осмо Вянскя, Сусанной Мялкки, а также с известными композиторами, в числе которых Пьер Булез, Петер Этвёш, Джордж Бенджамин и Дьёрдь Куртаг. В лондонском Барбикан-центре, Кёльнской филармонии и на Фортепианном фестивале в Руре она регулярно ведет образовательные проекты, среди которых инновационный интерактивный онлайн-проект по анализу «Нотаций» Пьера Булеза. Является соучредителем и куратором фестиваля The Clearing в рамках Международного фортепианного фестиваля в Портленде. 

    В дискографии пианистки – Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Бартока с Пьер-Лораном Эмаром, Пьером Булезом и Лондонским симфоническим оркестром (запись номинировалась на премию «Грэмми»); фортепианные произведения Томаса Лархера и Йорка Хёллера; Концерт для фортепиано с оркестром и 10 этюдов Ханса Абрахамсена. Для полного собрания камерных произведений Дьёрдя Куртага (ECM) Тамара Стефанович записала сочинения Quasi una fantasia и Двойной концерт для фортепиано, виолончели и двух камерных ансамблей с Жан-Гиеном Керасом и ансамблем Asko|Schoenberg под управлением Рейнберта де Леу. При участии исполнительницы выпущены также записи «Свадебки» Стравинского, симфонии «Турангалила» Мессиана и произведения Un'immagine di arpocrate для фортепиано, хора и оркестра Сальваторе Шаррино. Первый сольный диск пианистки был посвящен сочинениям Баха и Бартока (2017); в 2019 году она подписала контракт с фирмой PentaTone Classics, в том же году выпустившей ее сольный альбом Influences с произведениями Баха, Мессиана, Айвза и Бартока, высоко оцененный международной критикой.

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    19 ноября в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    21 ноября в 19:00