Концерты с участием Ярослава Тимофеева
Программа
Язык музыки. XVIII век
Жанры: Симфоническая музыка, Детские концерты, Художественное слово, Молодёжные проекты, Просветительские концерты
Ярослав Тимофеев
Мария Холкина
Государственный академический камерный оркестр России
Ансамбль Questa Musica
Алексей Верещагин, дирижёр
Лука Гаделия (орган)
Иван Петров (контратенор)
Михаил Нор (тенор)
Илья Татаков (бас)
Кант «Радуйся, Росско земле!»
Бек Симфония фа мажор (IV часть)
Рекомендуем для детей от 12 лет
Продолжительность 1 час 10 минут без антракта
1 декабря, начало в 13:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Вещь в себе.
Десятников. «Русские сезоны»
Жанры: Симфоническая музыка, Хоровая музыка, Просветительские концерты
Ансамбль Questa Musica
Филипп Чижевский, дирижёр
Даниил Коган (скрипка)
Яна Иванилова (сопрано)
Концерт в одном отделении
Концерт проходит при поддержке Союза композиторов России
Год назад в Зале Чайковского состоялась одна из важнейших премьер филармонического сезона: впервые в Москве был представлен балет Opera Леонида Десятникова. Ровно год спустя, также в первую среду декабря, на главной сцене Московской филармонии – еще одно знаковое сочинение композитора: «Русские сезоны» на русские народные тексты для скрипки, сопрано и струнного оркестра. Произведение написано в 2000 году для всемирно известного скрипача Гидона Кремера и его ансамбля Kremerata Baltica, в исполнении которых в марте 2001-го «Русские сезоны» прозвучали в Москве и Санкт-Петербурге, а в декабре были записаны в Берлине (партию сопрано исполнила Юлия Корпачёва). Во второй раз «Русские сезоны» были записаны в 2016 году под управлением Филиппа Чижевского с участием Романа Минца (скрипка); партию сопрано, как и в нынешней программе, исполнила Яна Иванилова.
О своем сочинении Леонид Десятников рассказывает: «В основе – аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге "Традиционная музыка Русского Поозерья". В произведении двенадцать частей, как во "Временах года" Чайковского, но композиция "Русских сезонов" скорее напоминает цикл вивальдиевских концертов. Каждая часть связана с определенным моментом православного или традиционного земледельческого календаря... Соединение Гидона и его оркестра, продуцирующих блеск, элегантность, европейскость, с таким изначально корявым (хоть и прекрасно-корявым – я говорю о фольклорных источниках) материалом вполне можно определить как "столкновение", "конфликт интересов" и т. д. Возможно, "Русские сезоны" – поиск национальной культурной идентичности?»
«Вещь в себе» – просветительский абонемент Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки музыки последнего столетия. В каждом концерте цикла его автор и ведущий Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному музыкальному произведению XX–XXI веков, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров. В заключительном концерте цикла в нынешнем сезоне – Седьмая симфония Сергея Прокофьева (19 марта).
4 декабря, начало в 20:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Весь Стравинский.
Камерная музыка
Жанры: Симфоническая музыка, Просветительские концерты
Алексей Мельников (фортепиано)
Альбина Латипова (сопрано)
Алина Черташ (меццо-сопрано)
Олёна Безносикова-Полторацкая (флейта)
Татьяна Емельянова (арфа)
Сергей Гуделёв (гитара)
Сергей Елецкий (кларнет)
Александр Удалов (кларнет-пикколо)
Василий Чернятин (бас-кларнет)
Александр Пуленков (фагот)
Егор Галышев (фагот)
Концерт проходит при поддержке Союза композиторов России
В разных странах есть свои культовые композиторы ХХ
века, но только один из них стал любимцем всей планеты и кумиром для как
минимум пяти поколений музыкантов – Игорь Стравинский.
Он создал ключевую партитуру ХХ века («Весна священная») – и еще сто сочинений, многие из которых открывали двери в новые звуковые пространства. Едва ли не каждый, кто писал музыку во время Стравинского и после него, не удержался от соблазна заглянуть в какую-либо из этих дверей. Его коллеги и сегодня признают Стравинского самым влиятельным композитором после Баха. Его имя можно встретить в названиях улиц и площадей, концертных залов и фонтанов, и даже в космосе: запись «Весны священной» была доставлена туда «Вояджерами» в надежде, что инопланетяне ее тоже полюбят.
Но главное – Стравинский написал около 35 часов гениальной музыки. Далеко не вся она известна в равной степени: несколько шедевров исполняются чуть ли не ежедневно, другие сочинения – почти нигде и никогда. Теперь впервые в истории абсолютно вся музыка Стравинского звучит в одном концертном цикле, и просходит это на его родине. Автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев выступает проводником в мир Стравинского, а первоклассные солисты, хоры и оркестры исполняют наряду с хрестоматийными вещами раритеты, которые были дороги автору и, возможно, станут дороги слушателям.
12 декабря, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского