Новая музыка
Программа
К 100-летию Персимфанса.
«Нефритовый сад»
Жанры: Камерная музыка
Ольга Дёмина (виолончель)
Михаил Дубов (фортепиано)
Андрей Устинов (представление и интервью)
И. С. Бах Соната для флейты и bassocontinuoми мажор, BWV1035
Люсье “947” для флейты соло
Гобер Баллада для флейты и фортепиано
Лэнг «Твин Пикс» для фортепиано и флейты
Саарьяхо “Oi kuu” и «Зеркала» для флейты и виолончели «Пеплы» для альт-флейты, виолончели и фортепиано
Этвёш “Psy” для флейты, виолончели и фортепиано
Филидеи Три багатели для флейты, виолончели и фортепиано
31 марта, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Памяти композитора Георгия Дорохова
Жанры: Современная музыка
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»
12 апреля, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
«Вещь в себе».
Стив Райх — «Музыка пустыни».
Российская премьера
Жанры: Современная музыка
Вокальный ансамбль Intrada
Фёдор Леднёв, дирижёр
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Концерт в одном отделении
Любой настоящий шедевр — это вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному шедевру современной музыки, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижёров. После «Вещи в себе» новая академическая музыка станет такой же неотъемлемой частью вашей жизни, как современный кинематограф, дизайн или архитектура.
21 мая, начало в 21:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Открытие сезона.
Ensemble intercontemporain
Жанры: Современная музыка
Маттиас Пинчер, дирижёр
2 сентября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
К 90-летию Софии Губайдулиной.
In Croce
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Марина Катаржнова (скрипка)
Борис Андрианов (виолончель)
Андрей Устинов (автор и ведущий)
24 октября, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
К 90-летию Софии Губайдулиной.
Et Exspecto
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Иосиф Пуриц (баян)
Екатерина Рихтер (фортепиано)
2 ноября, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Концерт-посвящение Ринату Ибрагимову
Жанры: Камерная музыка
Луис Кабрера (контрабас)
Григорий Кротенко (контрабас, виола да гамба)
Карлос Наварро-Эрреро (контрабас)
Никита Наумов (контрабас)
Александра Коренева (клавесин)
Леонид Бакулин (контрабас)
Сергей Карачун (контрабас)
Владимир Беликов (контрабас)
Яна Сахно (контрабас)
Петр Айду (фортепиано)
Дмитрий Щёлкин (куб)
Валери Каннт (лютня)
Уважаемые слушатели! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе в зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Дети проходят на мероприятие с сопровождающим взрослым, имеющим действующий цифровой сертификат.
Концерт-посвящение выдающемуся контрабасисту Ринату Ибрагимову
5 ноября, в день рождения выдающегося контрабасиста Рината Ибрагимова, в Зале Чайковского состоится концерт, посвященный его памяти. В нем примут участие ученики мастера, а также его дочь – всемирно известная скрипачка Алина Ибрагимова. Она завершит программу Партитой для скрипки ре минор Баха (со знаменитой Чаконой). Еще одна кульминация вечера – Композиция № 2 Галины Уствольской, в исполнении которой примут участие восемь контрабасистов.
Богатую творческую биографию Рината Ибрагимова увенчал период работы в Лондонском симфоническом оркестре (LSO), где маэстро на протяжении 20 лет (1995–2014) занимал пост концертмейстера группы контрабасов. Как рассказывает его ученик Григорий Кротенко, «Ринат не играл в оркестре уже много лет, но в LSO до сих пор так и нет ни второго, ни первого концертмейстера контрабасов. С Ринатом никто не может сравниться, его оказалось некем заменить... Когда Ринат заболел и перестал играть, в оркестре ему присвоили титул Emeritus – почетного артиста – и продолжали платить жалованье». В течение этих 20 лет, играя в одном из лучших оркестров мира, Ринат Ибрагимов продолжал выступать как солист и преподавать: с 1999 года он был профессором Высшей школы музыки и драмы Гилдхолл, с 2007-го – Королевского музыкального колледжа в Лондоне.
Этому двадцатилетию предшествовали годы не менее интенсивной творческой деятельности: в течение многих лет Ринат Ибрагимов оставался одним из немногих отечественных контрабасистов, выступавших с сольными программами. В 1983–1997 гг. он был концертмейстером группы контрабасов оркестра Большого театра, ансамблей «Академия старинной музыки», «Солисты Москвы» и «Солисты Московской филармонии». В 1991–1997 гг. Ринат Ибрагимов вел класс контрабаса в Московской консерватории, Музыкальном училище и ЦМШ при Московской консерватории. Уже будучи известным исполнителем, он получил дирижерское образование в Московской консерватории в классах Дмитрия Китаенко и Игоря Дронова. В 1995–1998 гг. возглавлял ансамбль «Московская инструментальная капелла» как дирижер и художественный руководитель.
В 2020 году выдающегося музыканта не стало – он оказался одной из жертв коронавируса. Год спустя команда солистов-единомышленников встречается в Москве, чтобы почтить его память. Программу предстоящего вечера представляет один из его инициаторов и участников, контрабасист Григорий Кротенко.
«5 ноября 2021 года Ринату исполнился бы всего 61 год. В этот вечер на сцене Зала Чайковского мы даём концерт в память о нём. Алина сыграет Партиту ре минор. Больше всего на свете Ринат любил слушать, как Алина играет Баха. Луис Кабрера – его самый верный ученик, ассистент. Солист Нидерландского филармонического оркестра, профессор роттердамской консерватории Codarts, Луис унаследовал класс Рината в Гилдхолле. Никита Наумов – лауреат конкурса Кусевицкого, солист Шотландского камерного оркестра. Ринат всегда выделял Никиту особо среди своих студентов и завещал ему один из своих инструментов – тот самый, на котором Никита великолепно записал Пятую сюиту Баха. Карлос Наварро-Эрреро после Гилдхолла уехал учиться в Москву, в класс Евгения Колосова. Здесь он блестяще освоил русский язык и поступил в оркестр MusicAeterna. Карлос – лауреат конкурса Кусевицкого, знаток старинной музыки, играет на виолоне».
Последний номер программы, Партита ре минор Баха – точка, где пересекаются глубина личного приношения и сила артистического высказывания. Десять лет назад авторитетный британский журнал Gramophone назвал сделанную Алиной Ибрагимовой запись сонат и партит Баха лучшей, аргументированно сравнив ее с интерпретациями скрипачей прошлого и наших современников. «Меня удивляет, когда говорят, что это лучшая запись, хотя быть объективной тут я не могу, – признавалась Алина несколько лет спустя. – Сколько бы ни было в музыке разных направлений и красот, цикл Баха настолько глобален, что превзойти его трудно. Когда играешь его, всегда чувствуешь, как ты мал по сравнению с ним. Это не о скрипке, не о тебе, не о ком-то одном, это обо всём». Сонаты и партиты Баха по-прежнему занимают в репертуаре Алины особое место, и Партита ре минор в ее исполнении станет одним из важнейших моментов вечера.
5 ноября, начало в 22:30
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Вещь в себе». Арво Пярт — Tabula rasa
Жанры: Современная музыка
Филипп Чижевский, дирижёр
Айлен Притчин (скрипка)
Леонид Железный (скрипка)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Концерт в одном отделении
6 ноября в Зале Чайковского случится рождение нашего нового проекта «Вещь в себе», приуроченного к столетию филармонии. В нём сочетаются лучшие черты циклов «Мама, я меломан» и «Язык музыки», но фокус перенесён на музыку новейшего времени.
В каждом концерте автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному шедевру искусства ХХ века, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижёров.
Первой «вещью в себе» станет концерт Tabula rasa нашего современника Арво Пярта в исполнении Айлена Притчина, Леонида Железного и ансамбля Questa Musica под управлением Филиппа Чижевского.
Специально для этого концерта сайт о современной музыке Stravinsky.online подготовил краткий путеводитель по пространству Tabula rasa (смотреть здесь).
6 ноября, начало в 21:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
К 90-летию Софии Губайдулиной.
Detto
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Мария Власова (аккордеон)
Святослав Липс (фортепиано, клавесин, челеста)
Виктор Сыч (колокола)
Уважаемые слушатели! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе в зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Дети проходят на мероприятие с сопровождающим взрослым, имеющим действующий цифровой сертификат.
12 ноября, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
К 90-летию Софии Губайдулиной
Жанры: Современная музыка
Владимир Юровский, дирижёр
Надежда Гулицкая (сопрано)
Анна Бутурлина (сопрано)
Елена Манистина (меццо-сопрано)
Борис Пинхасович (баритон)
Елена Веремеенко (меццо-сопрано)
Большой джазовый оркестр под управлением Петра Востокова
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Уважаемые слушатели! Посещение мероприятия возможно только при предъявлении на входе в зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Дети проходят на мероприятие с сопровождающим взрослым, имеющим действующий цифровой сертификат.
13 ноября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Совместный проект
Московской филармонии, ММОМА
и Aksenov Family Foundation
«Русская музыка 2.1».
Мировые премьеры произведений
композиторов-лауреатов
Жанры: Симфоническая музыка
Московский Ансамбль Современной Музыки / МАСМ
Фёдор Леднёв, дирижёр
Арина Зверева (сопрано)
Ольга Россини (меццо-сопрано)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Филоненко Memory code (2021, мировая премьера)
Крохалев Catcher (2021, мировая премьера)
Раннев «Сильнейшие» (2021, мировая премьера)
Горлинский «Терракотовый» (2021, мировая премьера)
Чернышков Spokoyno (2021, мировая премьера)
Васильев «Как я провёл это лето» (2021, мировая премьера)
Полеухина A hovering heart stretches the page until it floats (2021, мировая премьера)
Рыкова X is where i am (2021, мировая премьера)
Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
На концерте представлены восемь мировых премьер – симфонические и камерные произведения композиторов-лауреатов программы «Русская музыка 2.1».
Это второй сезон проекта Aksenov Family Foundation, созданного для поддержки российских композиторов и исполнения их лучших сочинений в нашей стране и за рубежом. Партнерами проекта в 2021 году стали Московская филармония и Московский музей современного искусства.
Международный экспертный совет определил имена восьми лауреатов программы – композиторов, чье творчество наиболее полно отражает картину нынешнего дня и процессы, происходящие в российской музыке.
Владимир Горлинский, Олег Крохалев, Владимир Раннев, Александра Филоненко создают сочинения для симфонического оркестра, которые исполнит Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Фёдора Леднёва. Антон Васильев, Марина Полеухина, Елена Рыкова и Александр Чернышков работают над камерными опусами для Московского Ансамбля Современной Музыки.
В составе экспертного совета 2021 года – музыкальный критик Юлия Бедерова (Россия); композитор Клеменс Гаденштеттер (Австрия); дирижер Фёдор Леднёв (Россия); композитор Сергей Невский (Германия/Россия); композитор Энно Поппе (Германия); куратор фонда V-A-C, музыкальный критик Дмитрий Ренанский (Россия); композитор Алексей Сысоев (Россия).
Экспертный совет стремится к максимальной открытости и разнообразию, в процессе отбора он отдает предпочтение тем, кто движет вперед музыкальный процесс, обладает индивидуальным взглядом и создает собственную музыкальную вселенную, кто остается верен своей профессии – вне зависимости от возраста и места проживания.
Дмитрий Аксенов, основатель Aksenov Family Foundation: «Наш фонд давно и активно поддерживает музыкальные инициативы. В прошлом году мы запустили программу “Русская музыка 2.1”, задачи которой – поддержка российских композиторов, развитие экосистемы новой академической музыки и ее включение в международный контекст. Проект оказался успешным и задал тренд на формирование заказов современным авторам. В этом году “Русская музыка 2.1” получила поддержку крупных профессиональных институций, таких как Московская филармония и Московский музей современного искусства. Благодаря программе мы возвращаем в отечественную среду композиторов, которые успешно работают за пределами нашей страны, и даем возможность звучать разным произведениям вне зависимости от возраста их создателей».
22 ноября, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Квадратура круга»
Жанры: Камерная музыка
Струнный квартет Vacuum
Алексей Потапов (гитара)
Кесслер "Guitar Control" для классической гитары и электроники
Аскенар "Taranta" для классической гитары и айпада
Эссл "Sequitur VIII" для электрогитары и электроники
Клартаг "Nothing to Express" для электрогитары и струнного квартета
23 ноября, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Дирижирует и рассказывает Валентин Урюпин
Жанры: Симфоническая музыка, Современная музыка, Инструментальные концерты
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей»
Пьер-Лоран Эмар (фортепиано)
Тамара Стефанович (фортепиано)
В сезоне 2021/22 Московская филармония представляет несколько новых абонементов, полностью посвященных современной музыке. Один из них – «Новая музыка: диалог цивилизаций»; он предлагает слушателям сопоставить знаковые партитуры второй половины XX – начала XXI вв., принадлежащие представителям различных композиторских школ.
В программе концерта-открытия будут сопоставлены два крупных сочинения Бернда Алоиса Циммермана (1918–1970) и Александра Локшина (1920–1987). Будучи важнейшими фигурами своего времени, и тот, и другой оставались в стороне от магистральных направлений, принимая неизбежное одиночество ради сохранения независимой позиции. Произведения Циммермана за последние годы неоднократно звучали в концертах Московской филармонии, в том числе на фестивале «Другое пространство» и в летнем абонементе «Истории с оркестром» Владимира Юровского. Крупнейшее сочинение Циммермана, опера «Солдаты», поначалу заслужившая репутацию неисполнимой, стала одной из наиболее популярных опер второй половины ХХ века.
Наряду с Лючано Берио и Альфредом Шнитке, Циммерман считается одним из первооткрывателей полистилистики – сам же он называл свой творческий метод, где смешивались элементы джаза, литургической музыки, многочисленные цитаты и аллюзии, «плюралистической звуковой композицией». Его первым сочинением в этой технике стал концерт для двух фортепиано с оркестром «Диалоги» (1960), где наряду с джазом слышны цитаты из гимна Veni creator spiritus, Фортепианного концерта № 21 Моцарта, «Игр» Дебюсси и не только. «Диалоги» в Зале Чайковского исполнят Пьер-Лоран Эмар и Тамара Стефанович, признанные интерпретаторы фортепианной музыки последнего столетия.
Еще реже музыки Циммермана исполняются крупные сочинения выдающегося симфониста Александра Локшина, которые можно сравнить с шедеврами Малера и Берга. В центре творчества Локшина – одиннадцать симфоний, написанных на поэтические тексты, за исключением единственной инструментальной. Некоторые из них так и не прозвучали при жизни автора: репутацию декадента Локшин заработал еще в студенческие годы, написав дипломную работу на стихи Шарля Бодлера. Наиболее последовательным пропагандистом творчества Локшина был Рудольф Баршай, исполнявший его сочинения и на родине, и за рубежом. На открытии абонемента «Новая музыка: диалог цивилизаций» Симфонию № 1 («Реквием») представят Российский национальный молодёжный симфонический оркестр и Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением Валентина Урюпина.
10 декабря, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend
Жанры: Современная музыка
Тамара Стефанович (фортепиано)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
11 декабря, начало в 18:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend
Ансамбль Questa Musica, Филипп Чижевский
Жанры: Современная музыка
Филипп Чижевский, дирижёр
Даниил Коган (скрипка)
Сергей Полтавский (альт)
Михаил Широченко (контратенор)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
11 декабря, начало в 21:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend.
Постконцерт
Жанры: Современная музыка
Айлен Притчин (скрипка)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Ноно “Hay que caminar” soñando для двух скрипок
Вход на постконцерт осуществляется по входным билетам. Вы можете приобрести их в кассах Концертного зала Чайковского, стоимость – 100 рублей.
Обладатели абонемента «Другое пространство. Weekend» или билета на любой из концертов в 18:00 или 21:00 могут посетить постконцерт бесплатно.
11 декабря, начало в 22:55
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Вайнберг – Бах – Шостакович
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Квартет «Студия новой музыки»
Станислав Малышев (скрипка)
Инна Зильберман (скрипка)
Анна Бурчик (альт)
Ольга Калинова (виолончель)
Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
8 декабря, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Другое пространство. Weekend
Жанры: Современная музыка
Анна Генюшене (фортепиано)
Сергей Полтавский (альт, электроника)
Владислав Тарнопольский (ведущий)
Чеккарелли Inferi для двух фортепиано и электроники
Райх Cello Counterpoint для виолончели и фонограммы (транскрипция для альта С. Полтавского)
Дауст Petite musique sentimentale для фортепиано и электроники
Адамс Hallelujah Junction для двух фортепиано
Брайерс Lauda (con sordino) для альта, фортепиано и электрогитары
Посещение концерта проходит без предъявления QR кода.
12 февраля, начало в 18:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend.
Сочинения лауреатов программы
«Русская музыка 2.0»
Жанры: Современная музыка
Владислав Тарнопольский (ведущий)
Посещение концерта проходит без предъявления QR кода.
12 февраля, начало в 21:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend.
Шедевры органной музыки ХХ века.
Постконцерт
Жанры: Орган, Современная музыка
Владимир Скоморохов (орган)
Наталия Сурнина (ведущая)
Вход на постконцерт осуществляется по входным билетам. Вы можете приобрести их в кассах Концертного зала Чайковского, стоимость – 100 рублей. Обладатели абонемента «Другое пространство. Weekend» или билета на любой из концертов 12 февраля (в 18:00 или 21:00) могут посетить постконцерт бесплатно.
Посещение концерта проходит без предъявления QR кода.
12 февраля, начало в 23:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Персимфанс
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Петр Айду (фортепиано)
В юбилейной программе Первый симфонический ансамбль передаёт горячий привет Вторсимфансу (Киев), Петросимфансу (Петроград), Варшавскому симфоническому ансамблю, оркестру без дирижера лейпцигского Гевандхауса и Амсимфансу (Нью-Йорк)
Посещение концерта возможно без предъявления цифрового сертификата
13 февраля, начало в 20:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
«Вещь в себе». Гия Канчели — «Стикс»
Жанры: Современная музыка
Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова
Василий Петренко, дирижёр
Сергей Полтавский (альт)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Концерт в одном отделении
Уважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Любой настоящий шедевр — это вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному шедевру современной музыки, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижёров. После «Вещи в себе» новая академическая музыка станет такой же неотъемлемой частью вашей жизни, как современный кинематограф, дизайн или архитектура.
19 февраля, начало в 21:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Александр Лазарев,
Никита Борисоглебский,
Российский национальный
молодёжный симфонический оркестр
Жанры: Симфоническая музыка, Инструментальные концерты
Никита Борисоглебский (скрипка)
Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Посещение концерта возможно без предъявления цифрового сертификата
21 марта, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Вайнберг – Бах – Шуман
Жанры: Камерная музыка, Современная музыка
Борис Андрианов (виолончель)
Юрий Мартынов (фортепиано)
28 марта, начало в 19:00
Камерный зал Филармонии
Другое пространство. Weekend
Жанры: Современная музыка
Фёдор Леднёв, дирижёр
Александр Рамм (виолончель)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Линдберг Vivo
Дютийё «Целый мир вдали...», концерт для виолончели с оркестром
Такемицу How slow the Wind
26 марта, начало в 18:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend
Жанры: Современная музыка
Фёдор Леднёв, дирижёр
Ольга Россини (сопрано)
Михаил Дубов (клавесин)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
26 марта, начало в 21:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Другое пространство. Weekend.
Постконцерт
Жанры: Хоровая музыка, Современная музыка
Дарья Хрисанова (сопрано)
Анастасия Бондарева (меццо-сопрано)
Павел Романенко (альт)
Михаил Дубов (челеста)
Дмитрий Щёлкин (ударные)
Ярослав Тимофеев (ведущий)
Вход на постконцерт осуществляется по входным билетам. Вы можете приобрести их в кассах Концертного зала Чайковского, стоимость – 100 рублей. Обладатели абонемента «Другое пространство. Weekend» или билета на любой из концертов в 18:00 или 21:00 могут посетить постконцерт бесплатно.
26 марта, начало в 23:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского